Политолог Бовт: Идет шантаж ФРС со стороны рынков, чтобы она понизила ставку
В начале августа мировые фондовые рынки покатались на крутых "американских горках", начав с рекордного за последние десятилетия обвала (особенно в Азии, где индекс Токийской биржи потерял 12%). Общие потери в капитализации превысили 5 трлн долл. Затем рынки отчасти отыграли падение. Что это было? Объяснение, что триггером стало решение ЦБ Японии неожиданно повысить ключевую ставку с 0,1% до 0,25% (что якобы нарушило "керри-трейд", когда инвестор берет средства в одной валюте под низкие проценты, конвертирует в другую валюту и размещает под более высокие проценты) выглядит не очень серьезно. Как и то, что американских инвесторов так сильно расстроили данные по рынку труда, которые, на самом деле, примерно такие же, как в апреле, когда никого это не шокировало. Зато многие, наблюдая, как валились котировки высокотехнологичных компаний, заговорили о схлопывании "пузыря искусственного интеллекта". Дескать, деньги вложены несусветные, надежды были смелее самых радужных фантазий, а отдачи - как-то пока особо нет. Не случайно наибольший вклад в паление американской биржи Nasdaq внесли крупнейшие американские технологические компании, такие как Apple, Amazon, Microsoft, Alphabet (Google), Tesla. Именно эти компании "надували" в значительной мере фондовый рынок в прошлом году, когда индекс той же Nasdaq вырос на 70%. Прирост капитализации компаний ТОП-7 биржи Nasdaq с начала прошлого года составил 10 трлн долл. Однако это никак не оправдано ростом доходов IT-гигантов (околонулевым), которые продолжали вбухивать огромные деньги в инфраструктуру и сервисы, завязанные на ИИ.
Надежды на ИИ пока не оправдываются. Они непременно оправдаются в будущем, но фондовые рынки мыслят квартальными отчетами, им подавай прибыль немедленно. Полтора года назад, когда появился чат-бот ChatGPT, "бигтехи" обещали, что эта технология произведет революцию чуть ли не в каждой отрасли, оправдывая тем самым траты в десятки миллиардов долларов на центры обработки данных, чипы и прочее оборудование, необходимое для запуска крупных моделей ИИ. Однако "умные" чат-боты четких путей к монетизации пока не нашли. И горизонты получения прибыли, сопоставимой с затратами, относят уже на 10-15 лет вперед.
Сдувание "ИИ пузыря" началось еще в июле и уже до "черного понедельника" 5 августа ТОП-7 потеряли 2,8 трлн долл. (при том что именно эта группа компаний доминирует и определяет динамику рынка), а ТОП-20 - 3,6 трлн долл. Впрочем, пока что "бигтехи" откатились до состояния примерно первого квартала текущего года. Уже тогда шли разговоры, что "рынок переоценен". Так что массмедиа, конечно, сильно драматизируют картину. Это еще не коллапс. Пока что тот же американский рынок все равно сильно в плюсе по сравнению с началом года.
Долгосрочная проблема - не только и даже не столько в "переоцененном" ИИ, сколько в том, что мировая финансовая система пересыщена деньгами, которые Центробанки ведущих западных стран вливали в рынки, начиная с пандемии. Косвенный тому показатель - большие непонятно чем обеспеченные долги. Так, госдолг той же Японии уже превышает 250% ВВП, США - около 120%. В этом смысле надувание капитализации IT-гигантов и государственных обязательств в чем-то схожи, это так называемая "экономика ожиданий".
Ну а раз ожидания пока не оправдываются, проблемы на финансовых рынках могут обернуться спадом в ведущих экономиках мира, начиная с двух главных драйверов, которые тесно взаимосвязаны экономически между собой - Америки и Китая.
Российский фондовый рынок сейчас отрезан от мировых из-за санкций, он живет по своим законам. Однако рычагов влияния на российскую экономику со стороны мировой предостаточно. В случае существенного спада в экономике США, который неизбежно приведет к аналогичным трудностям в Китае ("мастерской мира", сильно зависящей от экспорта), эффект усилится еще и геополитическими проблемами, начиная от военного конфликта на востоке Европы и кончая всегда готовым взорваться Ближним Востоком, а также нарушением отлаженных торговых путей (из-за действий тех же хуситов в Красном море). Пока рост мировой экономики (прогноз МВФ) ожидается в этом году около 3,2%, в США 2,6%, в КНР 5%, Индии 7%. Однако паника на рынках может внести коррективы. А ведь от состояния мировой экономики зависит спрос на основные товары российского экспорта - нефть, газ, прочие полезные ископаемые, металлы и т.д. Это сократит на фоне сохраняющихся санкций доходы бюджета еще сильнее, ударит по рублю, стало быть, по импорту, а также по притоку иностранной рабочей силы (усугубив дефицит кадров). При снижении цен на нефть ниже 60 долларов за баррель (сейчас ближе к 80) Минфину придется перейти от пополнения к расходованию Фонда национального благосостояния. По некоторым оценкам, снижение цен на нефть на 20 долларов за баррель приводит к дополнительному расходованию ФНБ на 2-2,5 трлн руб.
Впрочем, готовясь даже к худшему, не стоит паниковать заранее. Есть основания полагать, что в какой-то мере (хотя не в полной, поскольку проблемы экономики США и их госдолга носят долгосрочный характер), ситуация на фондовых рынках искусственно драматизируется в подаче тех же американских массмедиа. Идет своего рода шантаж ФРС со стороны рынков и играющих на них спекулянтов с тем, чтобы она понизила в сентябре ключевую ставку, то есть смягчила денежно-кредитную политику (ДКП), способствуя насыщению рынков относительно дешевыми деньгами. Идет информационное давление на ФРС, когда СМИ и финансовые аналитики пишут, что она, дескать, передержала ставку и "нужно действовать решительно во имя спасения экономики", смягчая ДКП. Почти 90% аналитиков сходятся на том, что нынешняя ставка в 5,5% будет снижена до 5%.
На какое-то время это оживит финансовые рынки. Но что еще более важно - тем самым сыграет в пользу нынешней администрации Демпартии США ее кандидата в президенты Камалы Харрис. Кстати, Дональд Трамп в сравнительно недавнем интервью агентству Bloomberg предостерегал главу ФРС Джерома Пауэлла от того, чтобы подыгрывать демократам, снижая ставку. Но именно это Пауэлл в сентябре и сделает.