«Покупаю смартфон в кредит, менеджер настаивает на оформлении страховки»: что делать и как отказаться

Разобрались, обязательно ли заключать договор страхования, если вы покупаете дорогую технику или электронику в магазине в кредит или рассрочку, и как отказаться от такого полиса, если он уже был оформлен.

Обязательна ли такая страховка

Часто при покупке бытовой техники или электроники в крупных торговых сетях покупателю предлагают застраховать товар прямо на кассе. А если покупка делается в кредит или рассрочку, то могут даже настаивать на страховании, утверждая, что без такой страховки банк не одобрит кредит.

Топ 3 кредитных карт

Покупка страхового полиса гарантирует компенсацию, если гаджет украли, или бесплатный ремонт — если техника сломалась. Набор рисков у каждого страховщика индивидуален. Большинство подобных страховок включают типовые риски, такие как пожар, взрыв, залив водой, террористический акт, а также негарантийные поломки, получение повреждения и уничтожение техники, произошедшее в случае разбоя, грабежа, хулиганства, кражи со взломом. От официальной гарантии страховка отличается тем, что распространяется на негарантийные случаи — когда поломка произошла по неосторожности самого человека. В этом случае страховка окупит стоимость ремонта.

Однако эта страховка не является обязательной. Подпункт 5 пункта 2 статьи 16 Закона РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей» запрещает навязывание услуг. Покупатель имеет право отказаться от подписания договора страхования. Достаточно устно заявить об этом, говорит руководитель юридической компании «Время права 24» Артем Морозов. Отказ от дополнительной услуги не должен влиять на условия договора купли-продажи электроники. Продавец обязан учитывать этот момент, в противном случае он нарушает законодательство о защите прав потребителей.

Можно ли отказаться от полиса при покупке в кредит

Отказ в кредитовании из-за несогласия заключать договор страхования также не является законным. Здесь работает все тот же Закон «О защите прав потребителей», который запрещает навязывание услуг потребителю.

Обратите внимание! Отказ от страхования при кредитовании никак не влияет на кредитную историю заемщика.

Продавцы могут использовать различные уловки при оформлении страховки. Наиболее распространенные способы: убеждение покупателя в том, что заключение договора страхования является акцией, которая предоставляет дополнительные возможности; указание условий о страховании мелким шрифтом; введение в заблуждение по поводу обязательности страховки и влияния наличия полиса на кредитные условия.

Также продавцы могут говорить, что полис страхования дает более низкую ставку по кредиту. Или убеждать, что если клиент отказывается приобретать полис, то банк может отказать ему в одобрении кредита.

«Сотрудники магазина хорошо знакомы с законом и при отказе редко продолжают настаивать на оформлении страховки к смартфону. Если продавец говорит, что без страховки на смартфон не будет действовать гарантия, можно сообщить о статье 18 Закона "О защите прав потребителей"», — отмечают в Роспотребнадзоре.

Главный совет: внимательно читайте кредитный договор перед покупкой. Продавец может даже не предупредить вас о том, что предлагает дополнительные услуги в виде страхового полиса или других услуг (подписок, аксессуаров и так далее).

Как отказаться от страховки, если она уже оформлена

Если же договор страхования оформлен, не стоит отчаиваться. Указание Банка России № 3854-У от 20 ноября 2015 года предоставляет возможность отказаться от него в течение периода охлаждения. Для страховки потребительского кредита он составляет 30 календарных дней. Страховая компания будет обязана вернуть уплаченную страховую премию в течение десяти рабочих дней со дня получения письменного обращения об отказе от договора страхования.

«Заставлять клиента при покупке техники в кредит приобретать еще и страховку — нарушение Гражданского кодекса и Закона "О защите прав потребителей", о чем напоминает и Роспотребнадзор. Этими актами установлено, что навязывание потребителю дополнительных услуг запрещено, а при их оказании без письменного согласия потребителя он имеет право на возврат средств. Но отказаться от нежеланной страховки можно и в течение 30 дней после ее оформления, во время так называемого периода охлаждения», — подтверждает эксперт-аналитик Банки.ру Эряния Бочкина.

Новость

Если в момент отказа страховка еще не действовала, то страховая компания вернет полную стоимость полиса. Если наоборот, то компания оставит себе премию за дни действия страховки, а оставшуюся сумму вернет.

Чтобы вернуть уплаченные за страховку деньги, нужно направить в страховую компанию письменное заявление о возврате. Компания должна вернуть вам деньги в течение десяти рабочих дней. Если возврата не произошло, можно обратиться в Банк России или Роспотребнадзор.

Отказаться можно и от платного гарантийного сервиса, для этого нужно обратиться в магазин и потребовать вернуть деньги, ссылаясь на статью 32 Закона «О защите прав потребителей». Согласно ей покупатель вправе отказаться от услуги в любой момент, оплатив фактически понесенные магазином расходы.

Факт