Супругам из Оренбурга пришлось делить эмбрионы: женщина требовала их оставить, мужчина – уничтожить. Суд вынес свое решение
Необычный судебный процесс прошел в Оренбурге. Супругам при разводе пришлось делить не детей, а эмбрионы. Они были заморожены для процедуры ЭКО. Женщина требовала их оставить, мужчина – уничтожить, передает корреспондент «МИР 24» Ольга Хасид.
Для Александра это дело – одно из самых сложных в этическом плане. Но в суде нет места чувствам. Все должно быть по закону.
«По Семейному кодексу Российской Федерации такой факт, как понуждение к родительству, не может быть применен в действующей практике. Поэтому по результатам рассмотрения данного дела судом в удовлетворении требований бывшей супруги нашего клиента было отказано. Наше встречное исковое заявление с требованием обязать клинику произвести уничтожение эмбрионов было удовлетворено в полном объеме», – рассказал юрист Александр Ожерельев.
Процедура ЭКО для многих – запретная тема. С ней сталкиваются не только люди, страдающие бесплодием, но и желающие по каким-то причинам отложить рождение ребенка. ЭКО позволяет заморозить эмбрионы на долгие годы, чтобы потом ими можно было воспользоваться. Хранятся они в специальной криокамере, но до нее «ребенку в пробирке» нужно пройти ряд процедур.
Мужские и женские клетки соединяются в эмбриологической лаборатории. Но жизнь может и не зародиться. В клиниках тоже существуют свои правила действий при разводе супругов, заморозивших эмбрионы.
«Если один из супругов против использования эмбрионов, то второй супруг не может их использовать. Они могут быть использованы только по обоюдному согласию», – рассказала врач-репродуктолог Мария Милютина.
В мировой практике такие случаи происходят с 1990-х годов прошлого века. Одни из первых споров на эту тему были в США. Там у юристов есть несколько подходов к решению такого деликатного дела в зависимости от штата, где происходит разбирательство. В европейских странах все проще. «В России подход похож на такие страны, как Франция, Германия, Великобритания. Там тоже без согласия не получится, чтобы один из супругов эмбрион использовал», – рассказал юрист Александр Малютин.
В разбирательстве судьи опираются на Семейный кодекс. Но чаще всего такие дела до суда не доходят. Все вопросы решает клиника.