Артем Шейкин: Пользователя каждой SIM-карты должна проверить полиция
Ужесточение оборота SIM-карт позволит снизить объем телефонного мошенничества, но злоумышленники будут находить все новые способы дозвониться до россиян и выманить у них деньги. Поэтому законодатели продолжат работу по пресечению их деятельности. Об этом в пресс-центре «Парламентской газеты» сказал член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Артем Шейкин. Сенатор также анонсировал готовящиеся поправки к законопроекту о контроле электросамокатов.
- Артем Геннадьевич, почему, несмотря на все усилия, количество телефонных мошенничеств не снижается и когда все-таки получится положить им конец?
- Преступники адаптируются и находят все новые способы обмана людей. Например, несколько лет назад у операторов связи появилось обязательство устанавливать на свое оборудование антифрод-системы, что резко снизило количество звонков с подменных номеров. Но мошенники начали звонить в мессенджеры, использовать серые SIM-карты, то есть искать другие способы связаться с людьми и вытащить из них деньги. Появился даже специальный бот, который позволяет заказать на свой телефон звонок мошенника.
[В этот момент на телефон Артема Шейкина поступил как раз такой звонок. Мужчина с характерным акцентом сообщил, что именно сегодня заканчивается договор с мобильным оператором. Продление бесплатное — нужно только перейти по ссылке в SMS. «Специалист» мгновенно отключился, как только сенатор задал ему контрольный вопрос: «Чей Крым?»]
Способов дозваниваться и влиять на человека есть и будет появляться множество, а мы должны методично искать методы борьбы с ними. В Госдуме ко второму чтению готовится законопроект об ужесточении оборота SIM-карт. Для иностранцев ограничим количество договоров на одного человека до десяти, а также введем обязательную идентификацию абонента по биометрии.
Думаю, много серых SIM-карт уйдет с рынка, но уже нужно думать о регулировании их оборота для россиян. Например, прорабатывается обязанность дилеров сотовых операторов обязательно вносить данные абонента в информационную систему до начала оказания ему услуг. Нужно, чтобы сначала данные человека проверило МВД. Сейчас же дилеры могут вносить какие-то данные уже после заключения договора, что неправильно.
- Какие поправки к законопроекту о средствах индивидуальной мобильности готовятся и какова их цель?
- Общая цель — кардинально поменять отношение водителей электросамокатов к правилам, которые они должны соблюдать. Напомню, в законопроекте речь идет о новых составах правонарушений и кратном увеличении штрафов. В частности, за превышение скорости, езду больше одного и перевозку грузов, передвижение в нетрезвом виде, оставление места ДТП.
Одна из поправок касается введения штрафа за неостановку по требованию сотрудника Госавтоинспекции. Предлагается приравнять размер этой санкции к штрафу за пьяную езду.
Поскольку законопроект большой и непростой, принять его до конца весенней парламентской сессии вряд ли получится, но я рассчитываю, что уже в начале осени мы к нему вернемся.
- Будут ли рассматривать в качестве поправок электровелосипеды?
- Сегодня в законодательстве отдельно учтены как обычные велосипеды, так и электровелосипеды мощностью больше 250 ватт. Верховный суд постановил отнести их к мопедам с соответствующими обязательствами водителей получать права категории М и передвигаться по проезжей части дороги, а не по тротуарам.
Главный вопрос здесь не законодательства, а контроля, который, я считаю, должны взять на себя компании, в первую очередь службы доставки, которые активно используют электровелосипеды. Именно они должны проверять наличие у курьеров прав, контролировать их передвижение, в том числе устанавливать возможность замедления в опасных зонах, а также штрафовать водителей, как это делают кикшеринговые сети с электросамокатами.
- А с частными что делать? Их сейчас никто не контролирует.
- Следующий этап дорожной карты Минтранса — создание и учет всех СИМ в едином федеральном реестре. Необходимо, чтобы у каждого СИМ был свой номер, и мы к этому придем. Появится возможность идентифицировать транспортные средства по номерам и выписывать штрафы в автоматическом режиме.
- Для чего потребовалось запрещать продажу в России гаджетов без предустановленного магазина RuStore?
- Цель внесенного законопроекта — обратить внимание компании Apple на российский рынок и сделать так, чтобы отечественные приложения были доступны для продающихся в нашей стране смартфонов. Технически это абсолютно реализуемо: в Евросоюзе они спокойно это сделали. Значит, смогут сделать и у нас. Российские абоненты должны иметь возможность использовать все нужные им приложения.