Эксперты объяснили, почему популярность такси пошла на спад

Популярность такси пошла на спад. За последние пару лет стоимость поездок, по разным оценкам, выросла на 25 – 60%. Россияне стали выбирать альтернативные способы передвижения, а сам рынок такси испытывает кризис. Почему так произошло и что с этим делать – разбираемся вместе с экспертами. Недешёвое удовольствие Времена, когда поездка в такси обходилась в 150 – 200 рублей, безвозвратно ушли. «Туда, куда я раньше могла доехать за 400 – 500 рублей, сегодня приходится добираться за 1000, – рассказала нижегородка Татьяна Баранова. – Последний пример: доехать из центра Сормова по детскому тарифу в парк «Швейцария» в воскресенье – 800 рублей. И это ещё повезло. Утром ценник был 1300 рублей. То есть поездка в «Швейцарию» или аквапарк по соседству – не для жителей Сормовского района? Потому что без пересадки не доберёшься, а такси туда-обратно – очень дорого». Ценник вырос, а качество услуг осталось на том же уровне. «Водители грубят, врубают кнопку «подъезжает» задолго до того, как это фактически происходит, и приходится платить за ожидание, – сетует нижегородец Кирилл Прахов. – И в принципе нет никакой гарантии, что это такси до тебя доедет. Можно прождать машину 15 минут, но желающих тебя довести может так и не найтись. А частенько заказ отменяют сами водители, потому что дёшево!» В прошлом году стоимость поездки на такси в РФ побила исторический рекорд. По данным Росстата, она составила 32,53 рубля за 1 километр. Однако оказалось, что это не предел, и цены продолжили расти. В мае, по данным Росстата, средняя стоимость поездки на такси составила уже 41,56 рубля за километр, что на 30% больше, чем в мае 2023-го. Оценки аналитического ресурса «Чек Индекс» скромнее. Там подсчитали, что в апреле-мае 2024 года средний чек в такси в целом по России составил 498 рублей, что на 9% выше уровня прошлого года. По данным ВЦИОМ, совсем не пользуются такси только 8% россиян. Не везёт Как показал июньский опрос ВЦИОМ, такси входит в тройку самых популярных видов городского транспорта после наземного общественного транспорта и личного автомобиля. Чем больше населённый пункт, тем чаще россияне выбирают такси. В целом семь из 10 опрошенных россиян используют такси несколько раз в полгода и чаще. Каждый десятый передвигается на такси раз в неделю и чаще. Ещё почти треть россиян ездит на такси несколько раз в месяц. И всё-таки, по данным некоторых исследований, 33% жителей страны стали реже пользоваться этими услугами. Среди причин отказа: «долго ждать и может не приехать», «грязно, неприятно в салоне автомобиля», «отсутствие детского кресла». Но главная, из-за чего люди выбирают альтернативные виды транспорта, – высокая стоимость поездки на такси. «Легковое такси – важная часть транспортной системы Российской Федерации, – отметил руководитель Центра компетенций Международного Евразийского форума такси (МЕФТ) Станислав Швагерус. – Социально-экономическую роль легкового такси трудно переоценить – это и форма занятости населения (согласно исследованию, в отрасли заняты 3% граждан России, а это примерно 4,5 млн человек), и часть национальной культуры, и способ социализации. Людям нравится этот вид транспорта, при этом среди негативных эмоций называются только повышение стоимости услуг такси и отсутствие улучшения сервиса. Вместе с тем опрос ВЦИОМ показал, что действующие подходы в государственном регулировании легкового такси не отвечают современным вызовам и требованиям: стоимость поездки растёт в отличие от качества услуг». Рыночные отношения Причины подорожания самые разные. К примеру, стоимость автомобилей выросла, а значит, приобрести их и окупить стало сложнее. Расходы перевозчиков на ремонт и обслуживание машин, а также расходы на топливо и страхование тоже выросли. «На величину среднего чека влияют выросшие траты на обслуживание, лизинг автомобилей, расходы самих водителей и издержки таксопарков, а также алгоритмы балансирования спроса/предложения, приводящие к ценовой волатильности в приложениях агрегаторов такси», – пояснили в «Чек Индекс». Кроме того, произошёл отток водителей с рынка. По некоторым оценкам, он составил около 30%. На водителей давит действие нового закона о такси, введённого в 2023 году, который предъявляет высокие требования к выходу на рынок. Так, к примеру, службы такси должны открывать региональные представительства, если ежесуточно в регионе выполняют заказы от 4000 машин. Это дополнительные затраты. Самозанятым заходить на рынок дорого, потому что нужно страховать ответственность по тарифу такси, что в разы дороже стандартных тарифов. Также они должны проходить перед и после смены медосмотры, оформлять путевые листы. С рынка ушли и многие мелкие операторы. Поэтому неудивительно, что безусловным лидером среди предложений, предоставляющих услуги вызова такси, по данным опроса ВЦИОМ, является «Яндекс.Такси». В результате, если раньше услуги такси были продуктом массового повседневного спроса, то сегодня россияне ищут альтернативные способы добраться из точки А в точку Б. Некоторые пересаживаются на личные автомобили, другие начинают активнее пользоваться общественным транспортом, третьи – осваивают каршеринг, когда машину можно взять в аренду на несколько часов. Средняя стоимость поездки в этом случае гораздо ниже, чем на такси, – 23 рубля за километр. Как выяснили аналитики Yota, в 2023 году россияне потратили на каршеринговые сервисы на 43% больше минут, чем годом ранее. Почти на треть выросла средняя длительность их использования. «Участники рынка такси отмечают существенные проблемы, связанные с завышенными, устаревшими и несоответствующими экономическим реалиям государственными требованиями, – отметил Станислав Швагерус. – Это ставит перед государством вопрос об изменении подхода к отрасли и, возможно, о пересмотре существующей роли, месте и способах государственного регулирования легкового такси».

Эксперты объяснили, почему популярность такси пошла на спад
© Нижегородская правда