Войти в почту

Как не стать жертвой телефонных мошенников: советы экспертов по информационной безопасности

«Основные схемы-легенды – это звонки от имени государственных структур, финансовых учреждений и медицинских организаций», – подчеркнула ведущий GR-менеджер и эксперт по нормативно-правовому регулированию в сфере информационной безопасности Александра Шмигирилова. Консультант по информационной безопасности компании R-Vision Екатерина Бетина отметила, что злоумышленники, представляющиеся сотрудниками служб безопасности банков выманивают у жертв данные банковских счетов и похищают деньги. А лжепредставители госслужб применяют более сложные схемы обмана. Сначала они убеждают жертву принять участие в раскрытии преступления, а затем заставляют ее предоставить информацию о банковских счетах, оформить кредиты и перевести деньги на «безопасный» счет, который на самом деле контролируется мошенниками. «Также нередко можно встретить сообщения с призывом перейти по ссылке для получения дополнительной информации. Это может быть фишинговая ссылка, при переходе по которой на телефон может скачаться вирус, крадущий деньги», – сказала Бетина. Признаки телефонных мошенников Эксперты отмечают, что телефонных мошенников можно распознать по определенным признакам. По словам руководителя направления аналитических исследований компании Positive Technologies Ирины Зиновкиной, важно помнить, что настоящие сотрудники организаций никогда не будут запрашивать конфиденциальную информацию, такую как PIN-код, номера карт и другое. «Кроме того, злоумышленники зачастую пытаются надавить на срочность, чтобы у потенциальной жертвы не было времени обдумать возникшую проблему или с кем-то посоветоваться», – объясняет эксперт. Она подчеркнула, что мошенники часто стараются заставить свою жертву действовать быстро. Они могут сказать, что банковский счет атакуют, или что человек выиграл в лотерею, но чтобы получить выигрыш, нужно заплатить комиссию. Если вы услышали что-то подобное, сразу же прекращайте разговор. А если сомневаетесь, позвоните в организацию, от имени которой вам звонили, и уточните информацию. Екатерина Бетина отметила, что если вам звонит незнакомец, который представляется сотрудником банка, но звонок поступает со скрытого номера, то, вероятно, это мошенник. Также стоит обратить внимание на сообщения, которые якобы приходят от банка, но появляются в новом чате. Это тоже может быть признаком возможной угрозы. «Присмотревшись к имени отправителя, вы можете заметить, что оно не соответствует настоящему названию банка», – говорит специалист. Если вам звонят и представляются сотрудниками ФСБ, МВД или других ведомств, ни в коем случае не сообщайте им свои личные или банковские данные. Также не поддавайтесь на уговоры продолжать разговор или помочь в поимке преступника – это явный признак того, что вы имеете дело с мошенником. Чего не стоит делать при общении с мошенниками Не стоит провоцировать или высмеивать мошенников, так как это может иметь негативные последствия. Например, они могут использовать номера своих «обидчиков» для звонков другим потенциальным жертвам. «Кроме того, ваш номер телефона может попасть в другие базы данных мошенников, и тогда вам начнут поступать многочисленные мошеннические звонки», – объясняет Екатерина Бетина. Чем дольше вы общаетесь с мошенниками, тем больше вероятность, что они смогут получить от вас какую-либо информацию, которую затем смогут использовать в своих целях. Кроме того, нельзя исключать фактор мести. В этом случае злоумышленники будут стараться узнать как можно больше информации о вас и нанести вам максимальный вред. Поэтому лучше не вступать с ними в коммуникацию. Как только вы поняли, что имеете дело с мошенниками, лучше сразу же прекратить разговор. «Если у вас все-таки есть сомнения и тревожность, что информация может оказаться правдой, то стоит в любом случае прекратить разговор и самостоятельно перезвонить по официальному номеру интересующей вас организации», – подчеркивает Ирина Зиновкина. После того, как вы прервали разговор и проверили информацию в официальных источниках, необходимо заблокировать этот номер и добавить его в черный список. Если вы получили звонок от мошенников, например, из банка, сообщите об этом в службу безопасности банка. Укажите номер телефона, с которого вам звонили. Этот номер будет внесен в систему как мошеннический, что поможет предотвратить подобные звонки в будущем, передает РИАМО. Ранее сообщалось, как не стать жертвой дипфейков. Распространенность этой технологии продолжает набирать обороты. Как сообщила начальник Управления президента РФ по развитию информационно-коммуникационных технологий Татьяна Матвеева, за неполные три месяца этого года в интернете было выявлено больше видео- и аудио-дипфейков, чем за весь 2023 год. При этом по сравнению с 2022-м в прошлом году количество фейковых видео выросло в три раза, а фейковых аудио – почти в 8 раз. Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 2.2

Как не стать жертвой телефонных мошенников: советы экспертов по информационной безопасности
© РИА "ФедералПресс"