Что делать тем, кто страдает от перепадов температуры на работе
Эксперты рассказали, при каких температурах должен работать человек и что делать, если работодатель не обеспечивает комфорт на работе.
Пока в Госдуме обсуждают возможность сокращения рабочего дня из-за аномально сильной жары в ряде регионов страны, эксперт hh.ru по трудовому праву Татьяна Нечаева прокомментировала, что делать тем, кто страдает от перепадов температуры на работе прямо сейчас и где искать помощь работникам.
При этом уже сейчас исследования hh.ru показывают, что именно наличие свежего воздуха и полноценное кондиционирование – то, чего не хватает сразу 50% опрошенным работникам в СЗФО. Причем на недостаток свежего воздуха жалуются представители абсолютно всех проф. сфер: каждый второй юрист, ИТ-специалист и маркетолог, каждый третий работник производства и строительства. Более того, почти 80% опрошенных хотели бы, чтобы работодатели учитывали их пожелания при обустройстве рабочего пространства и даже включали их в проектную группу.
Многие задаются вопросом: может ли работник требовать сокращенный рабочий день из-за аномальной жары? Татьяна Нечаева, эксперт по трудовому праву hh.ru рассказывает, какие права есть у работников в такую погоду.
По закону, ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить безопасные и комфортные условия труда. В офисе должна поддерживаться оптимальная температура: +22-24°C в холодное время года и +23-25°C в теплое. Максимальная же температура, при которой можно работать в помещении по СанПиНу — +28 °C.
При отсутствии возможности обеспечить установленные правилами условия труда, согласно действующему постановлению СанПиН 1.2.3685-21, работодатель предоставляет сотрудникам дополнительные оплачиваемые перерывы, или отстраняет их от работы с сохранением ⅔ от среднего заработка. Однако Роспотребнадзор рекомендует для работодателей сокращать продолжительность рабочего дня в условиях некомфортной температуры, поэтому работодатель может принять и такое решение.
Но что делать, если работодатель игнорирует правила? Для начала попробуйте поговорить с руководством, изложив свою претензию — вряд ли компания ставит своей целью намеренно вредить своим сотрудникам, держа их в душных помещениях. Есть вероятность, что руководство не знает или ранее не обращало внимание на это.
Если же руководство игнорирует устные претензии, переходите к претензиям в письменном виде, а при дальнейшем бездействии следует обратиться с жалобой в государственную инспекцию труда и Роспотребнадзор. Жалобы обычно направляются почтой на адрес, указанный на сайте регулятора.
Согласно Конституции, в случае нарушения своих прав граждане России вправе обращаться в любые органы власти. Нередко пострадавшие работники действительно пишут жалобы во всевозможные инстанции — вплоть до обращений к президенту. Даже если вероятность получить позитивный ответ стремится к нулю, в этом есть практический смысл — напор работника может произвести впечатление на работодателя и склонить того к урегулированию спора.
Помните: вы имеете право на безопасные и комфортные условия труда. Не бойтесь отстаивать свои права и не стесняйтесь обращаться в соответствующие инстанции.