Индексация тарифов ЖКХ отражается на всей экономике
<p><b>Повышение тарифов ведет к общему росту цен</b></p><p>После почти полуторагодового периода без повышения платы за коммунальные услуги в России обновили предельный рост на тарифы ЖКХ на 2024 – 2028 годы по регионам. Рост цен на ЖКХ составит: в 2024 году – 9,8%, в 2025-м – 5,7%, в 2026 году – 4%. Всё это называется «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации». </p><p>Цена на коммуналку будет совершенно различной в разных регионах. В Москве рост цен в 2024 году составит 11% (11,6% - в 2022-м), в Петербурге - 9,8% (8,5% - в 2022), в Хакасии – 4% (9% - в 2022-м). Самый высокий рост в Забайкальском крае - 15% (7,6% - в 2022 году). </p><p>Эксперты говорят, что рост расходов на коммуналку будет иметь последствия в виде общего повышения цен. Тарифы на коммунальные услуги увеличиваются, а эта составляющая есть везде — в производстве товаров, в том числе товаров народного потребления, в промышленном производстве, в услугах для населения и бизнеса. </p><p>Соответственно, повышение тарифов повлечет рост цен во всех отраслях производства — просто где-то больше, а где-то меньше. В конечном итоге денежная ответственность практически за все последствия роста тарифов на ЖКХ, пусть и ограниченного, ложится на плечи населения.</p><p><b>Дыры ЖКХ латают руками потребителей, считают эксперты</b></p><p>Эксперт в области ЖКХ, сопредседатель некоммерческого партнерства «Управдом» Евгения Юнисова отмечает, что за определение размера тарифа в первую очередь ответственны региональные органы власти: комиссия по тарифам, министерство ЖКХ или другой орган, утвержденный местным законодательством. </p><p>«При установлении тарифов рассматривают и финансово-экономическое обоснование, инвестиционные планы ресурсоснабжающих организаций, в том числе на реконструкцию и капремонт объектов коммунальной сферы», — пояснила Юнисова. </p><p>По ее мнению, основная проблема с ростом цен на коммуналку связана с этой крупной и постоянной статьей расходов. </p><p>«Потребитель оплачивает услуги по тарифу, и это не вина потребителя, что коммунальные сети имеют значительный износ. Это отсутствие капитальных вложений в поддержание инфраструктуры. На мой взгляд, это должно финансироваться за счет федеральных ресурсов, федеральных программ, системы софинансирования регионами, но не за счет тарифов», — подчеркнула эксперт. </p><p>Однако, как выясняется, в большинстве случаев коммунальщики даже не планируют инвестиции в ремонт инфраструктуры. Именно поэтому в июне депутаты от «Единой России» и ЛДПР внесли в Госдуму законопроект, который должен обязать коммунальщиков вкладываться в обновление инфраструктуры. Как отмечают авторы со ссылкой на Минстрой, в замене нуждаются 43,4% сетей водоснабжения, при этом фактическая доля замены всего 1,1%. Средства зачастую идут на иные нужды, тогда как тарифы ЖКХ растут, а улучшения качества потребители не видят, подчеркивают авторы законопроекта. По мнению экспертов, решать проблему изношенности инфраструктуры необходимо, но при этом важно повысить контроль за целевым использованием средств. </p><p>Независимый аналитик по вопросам экономики, основатель Telegram-канала Angry Bonds Дмитрий Адамидов уверен: проблема не только в том, из-за чего повышаются тарифы, но и в том, как обращаются с самой системой коммунальных услуг. </p><p>«В ЖКХ основная проблема — оказание некачественных услуг, воровство на ремонтах и всем остальном. По поводу нормативов всегда есть сложности и дискуссии. Другое дело, что в некоторых регионах происходят прямые нарушения, тарифы иногда дороже делают. Нужно наводить порядок. </p><p>У нас есть что ремонтировать, износ сетей приличный. Если ты ведешь ремонт и обновление инфраструктуры, пытаешься профинансировать это через тариф, то остановить рост цен невозможно. У нас есть регионы с уровнем износа системы выше 60%», — поясняет эксперт. </p><p>При этом Адамидов отметил, что идея убрать из платежки часть расходов, которую направляют на капремонт сетей, не вполне состоятельна: если проводить модернизацию за счет государства, это приведет к росту налоговой нагрузки. </p><p>Как отмечают аналитики, грядущее увеличение тарифов позволит разве что поддержать отрасль в текущем – кризисном – состоянии, но не спасёт от проблем.</p><p><b>Повышение тарифов провоцирует рост задолженностей</b></p><p>Общая задолженность за услуги ЖКХ в России достигла 1 трлн. рублей. При этом около половины средств недоплатили управляющие организации, пришли к выводу в Торгово-промышленной палате. В Госдуме, впрочем, считают эти цифры даже заниженными. По мнению депутатов, можно смело говорить о 1,5 трлн. рублей, из которых 800 млрд. рублей - это задолженность населения. Дальше ситуация, скорее всего, продолжит ухудшаться, так как просрочка растет пропорционально повышению тарифов. </p><p>«На низких темпах индексации тарифов взаимосвязь с ростом задолженности не так заметна, но чем сильнее мы будем разгоняться, тем очевиднее она будет становиться. Как только поднимем в очередной раз тарифы, резко увеличится доля неплатежей. Это бег по кругу», - считает лидер общероссийского движения «Народный жилищный инспектор» Сергей Креков.</p><p><b>Неплатежи населения неизбежно сказываются на работе всей системы ЖКХ</b></p><p>Так, в Санкт-Петербурге из 34 управляющих организаций, подконтрольных жилищному комитету администрации города, 32 проявляют признаки банкротства, установленные действующим законодательством. </p><p>«Фактически вся отрасль готовится объявить себя банкротом. Единственный сдерживающий фактор сейчас – субсидиарная ответственность директоров и акционеров. Если её убрать, то велик риск, что компании будут наращивать долговую массу, пока поставщики ресурсов не пойдут в суды. </p><p>При этом поставщики ресурсов, получая нулевые платежи, будут снижать генерацию, начнётся сокращение производств, их остановка», – поясняет Креков. </p><p>Пока обстановка стабильна, говорит он, ещё можно «заставить людей платить» за услуги ЖКХ. Как только начнётся массовое банкротство на рынке, за ним последует каскадный сбой, который грозит негативно отразиться на экономике страны. </p><p>Таким образом, индексация не устранит его главные причины – рост задолженности, нехватку рабочих рук и коррупционность финансовых схем. Ситуацию усугубит упрощение порядка банкротства управляющих компаний, большинство из которых уже находится на грани неплатёжеспособности. Эксперты говорят о необходимости коренной реформы сферы, но пока речь идет лишь об отдельных попытках исправить существующие проблемы. </p>