Эксперты объяснили, почему двухфакторная аутентификация не панацея от мошенников

Около 42% опрошенных россиян применяют двухфакторную аутентификацию для защиты своих финансовых данных. Об этом стало известно из исследования финансового маркетплейса "Выберу.ру", с которым ознакомилась "Российская газета". Несмотря на то, что этот метод идентификации обеспечивает дополнительную безопасность, эксперты подчеркивают, что он не является абсолютной защитой от аферистов.

Эксперты объяснили, почему двухфакторная аутентификация не панацея от мошенников
© Российская Газета

Появление и внедрение новых технологий всегда сопровождается появлением новых рисков, существование которых было невозможно предугадать, и цифровое мошенничество стало одной из таких проблем. Эксперты маркетплейса проанализировали результаты опроса 2500 тыс. пользователей платформы старше 18 лет. Выяснилось, что более 40% респондентов, помимо пароля и пин-кода, используют дополнительный этап защиты устройства или учетной записи, чтобы обезопасить себя от финансовых мошенников.

Более 90% опрошенных россиян так или иначе позаботились о защите своих устройств. При этом 42% отметили, что на критически важных учетных записях и финансовых приложениях у них установлена двухфакторная аутентификация.

Такой метод идентификации, как следует из названия, требует для предоставления доступа как минимум двух типов данных из трех предусмотренных. Первый тип - это пароли. Второй - компактное устройство, которое находится в собственности пользователя; как правило, сейчас этим устройством является смартфон, на который приходит код доступа. Третий тип данных - биометрия. Простыми словами, из трех факторов аутентификации - "знаю-владею-имею" - выбирается два.

IT-эксперт кафедры киберспорта факультета игровой индустрии и киберспорта университета "Синергия" Алексей Ермаков в беседе с "РГ" подчеркнул: поскольку нужны два типа данных, то и для взлома потребуется знать в два раза больше информации, чем при обычной защите с помощью пароля. А в случае с биометрией еще нужно постараться ее подделать.

"Двухфакторная аутентификация - это не панацея от мошенников. Нельзя сказать, что такой способ в два или в три раза лучше других, так как зачастую пользователь сам дает мошенникам доступ к своим данным, переходя по сомнительным ссылкам, пользуясь фальшивыми ресурсами в интернете или просто становясь жертвой социальной инженерии. Таким образом, низкая информационная грамотность пользователя может минимизировать пользу двухфакторной аутентификации", - объяснил Ермаков.

Авторы исследования также отмечают увеличение количества россиян старше 45 лет, которые задумываются о безопасности своих устройств. Если в прошлом году среди участников аналогичного опроса было порядка 18% людей старше 45 лет и 75% из них были обеспокоены этим вопросом, то в 2024 году эта возрастная группа составила треть от всех участников опроса, и среди нее уже 80% людей предприняли меры по защите от финансового мошенничества.

"Люди, родившиеся до эпохи гаджетов и смартфонов, лишены способности "бессознательно" насторожиться при виде новой технологии и распознать в ней какую-то опасность. Людям за 40-50 приходится во многом ломать себя и свое восприятие изменяющегося и цифровизирующегося мира, - рассказывает заместитель начальника Управления цифровой трансформации. РЭУ им. Г.В. Плеханова Павел Терелянский. - Кроме того, возрастные и пожилые люди просто в силу эволюционных причин более подвержены обману, как в силу снижения когнитивных способностей вообще, так и в силу постепенной утери адаптивных функций".

По подсчетам Банка России, в первом квартале 2024 года мошенники пытались похитить 2 трлн рублей, при этом в руки злоумышленников попали 4,3 млрд рублей. Именно в телефоне сегодня сосредоточены многие важные персональные данные, в том числе и банковские приложения. Вопрос защиты устройств от мошенников наряду с проработанной законодательной базой становится обязательным требованием к цифровой безопасности пользователей.

По словам Терлянского, цифровизация России превышает по многим показателям даже самые развитые страны. "Страна достаточно большая по населению, и сейчас идут кибератаки со стороны недружественных государств, поэтому многие проблемы, которые беспокоят наших граждан, еще никто никогда в истории человечества не решал. Так что Россия не только первая по уровню цифровизации, но и оказывается первой, кто грудью встречает неведомые цифровые угрозы", - считает эксперт.

Если со стороны разработчиков технологий постоянно идет борьба с киберпреступниками, то со стороны государственной законодательной машины в силу многих обстоятельств наблюдается замедленная реакция. Правоохранители и законодатели ментально все еще находятся в "доцифровом" состоянии.

"Сейчас все последствия обмана несут на себе рядовые пользователи, которые, в общем-то, и не выбирали цифровые банковские услуги сознательно, просто ничего другого не остается - цифровизация во многом идет принудительно со стороны больших технологических игроков, - объясняет Терлянский. - Так вот, закон, который обяжет полностью возмещать банками утрату денег клиентам в результате мошеннических действий, практически одномоментно существенно может снизить такое мошенничество".

Чтобы оставаться начеку и быть в курсе актуальных схем злоумышленников, рекомендуется регулярно читать ресурсы Банка России. Например, следить за новостями "Финансовой культуры". Так, в июне регулятор сообщил о новом способе мошенничества: аферисты писали выпускникам школ, представляясь наблюдателями экзаменационной комиссии, обвиняли учеников в списывании и требовали оплатить штраф. Своевременная осведомленность о новой схеме злоумышленников может сохранить не только бюджет, но и нервы.