Эксперты: каждая ступень высшего образования в РФ дает прибавку к зарплате в 20%

ТАСС, 28 июня. Российские экономисты выяснили, что каждая ступень высшего образования россиян существенно повышает их среднюю зарплату: магистры зарабатывают на 20% больше бакалавров, а бакалавры и специалисты - на 20% больше людей со средним профессиональным образованием. Об этом сообщила прессс-лужба НИУ ВШЭ со ссылкой на исследование, опубликованное в научном издании Journal of Economic Studies.

"Ступени высшего образования выступают как сигнал для работодателя и помогают ему лучше дифференцировать работников по уровню навыков и компетенций. А значительно более высокие доходы магистров по сравнению со специалистами говорят о том, что, возможно, следовало бы дать возможность получить этот уровень образования на бюджетной основе всем желающим", - заявил доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ Богдан Потанин, чьи слова приводит пресс-служба вуза.

Исследователи пришли к такому выводу при анализе данных, которые были собраны в рамках Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ) в промежутке между 2019 и 2021 годами. В общей сложности исследователи из НИУ ВШЭ опросили свыше 8,7 тыс. добровольцев в возрасте от 25 до 39 лет о том, какой зарплатой они обладают, как долго они работают и какое образование им удалось получить.

Проведенное сравнение указало на то, что каждая ступень высшего образования в среднем на 20% повышала среднюю зарплату респондентов, причем это было более характерно для мужчин, чем для женщин. Так, магистры-мужчины зарабатывают на 17% больше, чем специалисты, тогда как женщины - на 10%. По сравнению с бакалаврами магистры зарабатывают на 25% больше, если это мужчины, и на 18% - если женщины.

При этом ученые обнаружили, что для обладателей профессионально-технического, а не университетского образования, разрыв в уровне оплаты труда между полами был обратным - женщины с подобным образованием получали более значительную прибавку к зарплате (16-17%), чем мужчины (7%). Также различия в оплате труда были выявлены между выпускниками престижных и рядовых вузов вне зависимости от их специальности и пола.

Как считают Долгих и Потанин, выявленный ими ступенчатый характер повышения оплаты труда в зависимости от уровня образования свидетельствует о том, что все образовательные уровни не являются декоративными и обладают ненулевой ценностью. Это говорит в пользу того, что самые высшие ступени образования, в том числе магистратура, должны быть максимально широко доступны населению для повышения его благосостояния, подытожили исследователи.