Войти в почту

За 2023 год выявлено около 300 случаев недобросовестных практик финорганизаций

За прошлый год в деятельности финансовых организаций выявлено около 300 случаев использования недобросовестных практик. Об этом рассказал Главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин, выступая на сессии Роспотребнадзора РФ "Недобросовестные практики на потребительском рынке", которая прошла в рамках XII Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ).

За 2023 год выявлено около 300 случаев недобросовестных практик финорганизаций
© Российская Газета

Воронин объяснил, что недобросовестные практики - это не всегда нарушение закона как таковое. "Как правило, это такая игра на грани фола. Это - либо недобросовестное информирование потребителя или же его недоинформирование о тех последствиях, которые возникают при приобретении того или иного финансового продукта, у финансовой организации", - сказал Главный финансовый уполномоченный.

По мнению Воронина, в законодательстве необходимо обозначить прямую норму, которая бы обязывала кредитную организацию вести аудиозапись контакта с потребителем.

Он также отметил, что на сегодняшний день большинство неприемлемых практик, выявляемых финансовым уполномоченным (более 80% случаев в 2023 году), исходит от кредитных организаций. Аналогичным образом дела обстоят и на страховом рынке.

Причем наиболее распространенная проблема, по мнению Воронина - это несоразмерная комиссия за страхование кредита. Такой договор часто влияет на размер ставки по кредиту, из-за чего заёмщики соглашаются "подключиться" к страхованию. Плата за такое "подключение" складывается из суммы страховой премии, которая отправится страховщику, и комиссии кредитной организации. При этом размер комиссии может быть в 10 раз больше, чем премия, предназначенная страховщику. Оплата страхования, как правило, проходит за счет кредитных средств.

Ещё одно частое явление при заключении договора потребительского кредита - навязывание "пакета дополнительных услуг". В его состав входят услуга (например, доступ к какому-либо сервису - при. Ред.) и товар - непериодическое электронное издание на флеш-карте. Ну или, проще говоря, пособие по эксплуатации квадроцикла. Когда потребитель отказывается от этого пакета, часть внесённых денег, равная стоимости издания, не возвращается. Объясняют это просто: товар входит в перечень непродовольственных, обмену и возврату не подлежит.

Обходят законодательство и посредством уступки права требования. Такой договор носит скорее "технический" характер. Он существует для снижения суммы возвращаемых денежных средств, если потребитель откажется от дополнительной услуги.

Воронин подчеркнул, что сведения о выявленных финансовым уполномоченным неприемлемых практиках ежеквартально направляются в Банк России в рамках заключенного соглашения об информационном взаимодействии, а также размещаются на официальном сайте финансового уполномоченного для обеспечения возможности ознакомления с ними всех заинтересованных лиц.

"В этом аспекте своей деятельности мы являемся неким "дамокловым мечом" для финансовых организаций, желающих получить выгоду за счет недобросовестных действий по отношению к потребителям, и инструментом Банка России по регулированию рынка", - сказал Главный финансовый уполномоченный.

Он также напомнил, что в 2023 году Служба финансового уполномоченного заключила с Роспотребнадзором РФ соглашение об информационном взаимодействии в целях обеспечения повышения правовой защищенности потребителей финансовых услуг. В рамках этого договора предусматривается обмен информацией, включая неприемлемые практики финансовых организаций при оказании финансовых услуг потребителя.