Депутат Аксаков рассказал, как банки будут защищать клиентов от мошенников

Даже если человек настаивает на переводе денег, но банк уверен, что операция сомнительна, то кредитная организация может отказать в таком переводе. В противном случае, если вопреки указаниям ЦБ и нормам безопасности средства отправят мошенникам, то в течение 30 дней банк должен будет возместить клиенту материальный урон. Такие нормы начнут действовать уже в июле. Об этом «Парламентской газете» рассказал председатель Комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков.

Депутат Аксаков рассказал, как банки будут защищать клиентов от мошенников
© Парламентская газета

В России 25 июля вступают в силу поправки, которые обязывают кредитные организации при определенных обстоятельствах возвращать клиентам украденные у них деньги. Как пояснил Анатолий Аксаков, Центральный банк создал так называемую антифрод-систему (от англ. anti-fraud — борьба с мошенничеством. — Прим. ред.), которая работает на основе анализа услуг, предоставляемых гражданину, либо той информации, которая у нее есть по недобросовестным клиентам, чьи счета используются для того, чтобы через них проводить украденные деньги.

«И банки, прежде чем провести финансовую операцию по поручению гражданина, должны будут сверяться с этой базой данных ЦБ и антифрод-системой. Она называется официально ФинЦЕРТ. И если, сверяясь, кредитная организация увидит, что счет, куда переводятся деньги, принадлежит не очень добросовестному клиенту, либо сама операция по всем признакам, скорее всего, направлена на то, чтобы украсть деньги у клиента, соответственно, она должна быть приостановлена», — отметил депутат.

Если же банк все же проведет операцию и деньги уйдут в другую кредитную организацию на счет недобросовестного клиента, «то банк-получатель должен приостановить операцию и никому не отдавать эти деньги». Если и в этом случае банк проигнорирует все утвержденные законом меры предосторожности, сигнализирующие, что деньги нельзя переводить, и преступники успеют их снять, то кредитная организация несет ответственность за это. В этом случае банк обязан будет возместить ущерб своему клиенту. Это должно произойти в течение 30 дней, уточнил глава комитета.

Также, по его словам, в законе предусмотрена норма, в соответствии с которой, даже если человек настаивает на переводе денег, но банк видит, что операция сомнительна, то он может отказать в таком переводе.

«В принципе, на большинство случаев будет действовать так называемый период охлаждения, то есть операция будет приостановлена на два дня. Если в течение двух дней вы настаиваете на переводе, тогда деньги, как правило, будут переводиться. Но еще раз подчеркну, будут исключения, когда банк, будучи уверен на сто процентов, что деньги переводятся под физически-психологическим или каким-то иным давлением, может не провести эту операцию», — сказал Анатолий Аксаков.

Полностью материал читайте на сайте «Парламентской газеты» позднее