Самозанятые под присмотром: угрожают ли россиянам дополнительные налоговые проверки
Новые нормы закона о занятости населения страны, заработавшие в марте нынешнего года, призваны, с одной стороны, повысить защищенность такой категории работников, как самозанятые, а с другой —помешать работодателям необоснованно уменьшать собственные налоговые обязательства. Уже в начале года в СМИ проходила информация, что ФНС увеличило количество запросов к компаниям с требованием разъяснить их взаимоотношения с самозанятыми работниками.
О том, чем грозят бизнесу и самим самозанятым попытки подменить понятия, рассказываем в наших карточках.
Кто такие самозанятые?
В конце 2018 года был принят Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход". Эксперимент был признан удачным, распространен на всю страну, и россияне получили новую форму трудоустройства.
Под самозанятым подразумевается физическое лицо, которое оказывает определенные услуги или выполняет работы и использует специальный налоговый режим с пониженной ставкой — налог на профессиональный доход (НПД). На 2024 год в России насчитывается более 10 млн самозанятых.
Тем не менее термин "самозанятый" — народный, в правовых актах он не закреплен.
В чем особенности статуса?
Сотрудничество между самозанятым и его контрагентами ведется на основе договора, но не трудового, а гражданско-правового; максимальный годовой доход от самозанятости не должен превышать 2,4 млн рублей в год;самозанятый не может нанимать других сотрудников; он не обязан делать отчисления в Фонд социального страхования и в Пенсионный фонд;самозанятый сам платит НПД.
Какова ставка НПД?
Ставка установлена на уровне 4%, если доход получен от физического лица (например, от арендатора квартиры), и 6%, если оплата поступает от юридического лица или индивидуального предпринимателя. При этом самозанятому государством предоставляется автоматический налоговый вычет с помощью пониженной ставки: пока сумма вычета не достигнет 10 тыс. рублей, налог взимается в размере 3% при поступлении оплаты от физлиц и 4%, если платит юридическое лицо или ИП.
Какие вопросы к самозанятым есть у ФНС и Минтруда?
К самим самозанятым у госорганов вопросов нет, их гораздо больше волнует поведение работодателей, говорят юристы. Самозанятому можно одновременно работать и по найму, но при этом доход от его трудовой деятельности облагается НДФЛ в общем порядке. Чтобы сократить свои расходы, некоторые работодатели используют схему: предлагают сотрудникам расторгнуть действующий трудовой договор и заключить гражданско-правовой как с самозанятым. Налоговики относятся к подобной "оптимизации" резко отрицательно. "Аналогичные истории были с индивидуальными предпринимателями, — рассказал ТАСС член Московской коллегии адвокатов Дмитрий Швец. — Если использовались одинаковые подрядные договоры, на одинаковые сроки и с одинаковыми условиями, в ряде случае суды признавали наличие трудовых отношений. Поэтому, если человек работает в офисе с 9 до 18, но говорит, что самозанятый, у налоговиков могут возникнуть вопросы".
Если у надзорных организаций возникли сомнения в добросовестности работодателя, они имеют право затребовать у компании объяснения или выехать в ее офис с проверкой.
Разве компаниям запрещено работать с самозанятыми?
Нет. Напротив — прибегать к услугам самозанятых зачастую удобнее, чем держать специалиста в штате. Запрещено другое: выдавать фактические трудовые отношения со специалистом за работу с самозанятым для уменьшения суммы налогов, — поясняют эксперты.
Что может стать поводом для проверки?
Профильные госорганы ведут мониторинг компаний с помощью автоматизированной системы контроля по целому набору параметров. Например, сколько компания привлекает к работе самозанятых; как регулярно, как долго и какие суммы платит им; не проводилось ли недавно заметное сокращение штата; работал ли нынешний самозанятый исполнитель раньше на эту компанию в качестве штатного сотрудника. В законе говорится, что компания (или ИП) не может выступать заказчиком услуг у самозанятого, если одновременно она является его работодателем или была таковой менее двух лет назад.
Также поводом для пристального внимания надзорных органов, со слов экспертов, могут стать следующие признаки:
на протяжении трех или более месяцев компания выплачивает одному самозанятому работнику более 20 тысяч рублей; компания на постоянной основе сотрудничает с 10 (или более) самозанятыми, и это больше 10% от общей численности штатных сотрудников;у 10 (и более) штатных сотрудников зарплаты ниже МРОТ;исполнитель перешел на упрощенный режим незадолго до того, как оформил договор с работодателем; свое вознаграждение самозанятый получает в те же дни, когда штатные сотрудники компании получают зарплату.
Кто проводит проверку?
В 2023 году был принят Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации". Часть норм, прописанных в законе, вступила в силу 1 марта 2024 года. В частности, теперь в регионах создаются межведомственные комиссии по борьбе с нелегальной занятостью, которые должны выявлять нарушения порядка оформления трудовых отношений в бизнесе. В их состав входят представители региональной власти и профсоюзов, работники социального фонда РФ, а также сотрудники МВД, ФНС и Роструда. "Комиссии созданы для того, чтобы проверить предпринимателя, пообщаться с ним и побудить доплатить налоги, — пояснил ТАСС руководитель бухгалтерской и юридической компании "Самитов Консалтинг" Марат Самитов. — Карательными функциями комиссии не обладают, но учитывая, что они состоят из работников правоохранительных органов, а также налоговых, то по итогам члены комиссии могут инициировать, например, налоговую проверку".
Что грозит нарушителю?
Самозанятому работнику не грозит ничего. "Максимум — пригласят на беседу в комиссию или налоговую, — говорит Марат Самитов. — Деньги, выплаченные в рамках договора, у работника отобрать никто не сможет, да и не будет. Налоговые проверки — это отношения бизнеса и государства. Работник тут ни при чем".
Что касается работодателя, попавшего "на карандаш", то у него комиссия может запросить объясняющие ситуацию документы, пригласить на беседу или организовать выездную проверку, чтобы посмотреть, каков реальный рабочий режим в компании. Однако, если нарушения будет подтверждены, а объяснения окажутся неубедительными, это может повлечь административную ответственность, а в самых запущенных случаях — уголовную. По словам Марата Самитова, если в результате проверки будет доказано, что по факту должен быть заключен трудовой договор, то налоговая доначислит работодателю 13% НДФЛ и 30% страховых взносов. Кроме того, будет начислен штраф — от 20 до 40% от суммы недоимки плюс пени. И, если компания не заплатит эти деньги добровольно, инспекция может заблокировать счет организации и списать их принудительно. "Уголовное же преследование может случиться, если сумма неуплаченных налогов превышает 18,75 млн рублей", — говорит эксперт.
Кроме того, юристы напоминают, что Роструд создает специальный реестр работодателей, которые попали под подозрения об осуществлении деятельности, связанной с нелегальной занятостью населения. И, поскольку он будет находиться в открытом доступе, это приведет к репутационным потерям работодателя.
Что нужно сделать, чтобы избежать штрафа?
Добросовестным компаниям опасаться нечего, считают юристы. Однако и им необходимо быть внимательными в вопросах найма сотрудников независимо от формы договора. "Компании зачастую могут объяснить, почему проявились те или иные привлекшие внимание признаки. Например, когда самозанятый оформил свой статус только перед тем, как начал сотрудничать с компанией. Это могло произойти потому, что до этого специалист не имел заказов на свои услуги и, как следствие, не имел потребности оформлять самозанятость. Такие вещи легко объяснить", — говорит Дмитрий Швец. Больше негатива может появиться в случае, если компания начнет игнорировать запросы госорганов. "Если же говорить более глобально, то бизнесу нужно официально устраивать людей и платить налоги. Нужно следить за изменением законодательства. Нужно считать экономику своего бизнеса, чтобы и налоги платить как положено, и после этого не обанкротиться", — добавляет Марат Самитов.
Евгений Мазин