Юлия Анисимова: Без новых технологий и автоматизации на рынке труда уже не обойтись
Майские праздники сродни новогодним каникулам. На это время рынок труда "засыпает" и уезжает на заслуженные выходные. А у работодателей возникает проблема: как потом вернуть работников в офисы, да и в принципе, как эти офисы заполнить.
Ситуацию на рынке труда сейчас можно сравнить с непрекращающимися каникулами. Соискатели вакансий стали, с одной стороны, требовательными, а с другой - менее активными в своем поиске оплачиваемого времяпрепровождения. Обе тенденции сливаются воедино, когда кандидаты готовы только на собеседование "онлайн". А впереди ведь летний сезон, когда всякая активность на рынке увядает по причине отпусков, или "не самое лучшее время искать работу, я на даче", а равно экзаменационной поры у учащихся соискателей. И только самые мотивированные работники согласны на очные встречи в жаркое время года.
При этом предложение на рынке труда летом, напротив, увеличивается: от компаний туристической и гостиничной отрасли, магазинов DIY, строительной отрасли, и вплоть до временных проектов на производстве, доставке и даже в офисе. Работодатели буквально бегают летом за сотрудниками, заманивают их дополнительными возможностями. Здесь и премии, и сокращенный день в пятницу, и бесплатные обеды вместе со снек-баром в дни низкой посещаемости офиса, и предоставление лучшему сотруднику отдела корпоративного автомобиля на выходные или оплата каршерингового транспорта, розыгрыши и другие активности в офисе в конце рабочей недели. Все что угодно, лишь бы заманить сотрудников в офис.
Но, все равно: "Дотянуться до кандидата и дорого и долго" - так сегодня говорят рекрутеры самых разных компаний, подолгу выискивая нужных, которые ответят на их звонки. И проблема эта все чаще обсуждается в индустрии кадрового подбора. Дошло до того, что если раньше за кандидата конкурировали компании одного сегмента и предлагали одинаковый набор задач, то теперь подход уже универсальный - кадровый дефицит заставляет пренебрегать опытом в конкретной сфере деятельности, если предлагаемые соискателю задачи хоть чуть похожи на те, которые им решались.
На соискателя, разместившего свое резюме на сайте, в первые же минуты обрушиваются звонки и сообщения от роботизированных "хэдхантеров", задача которых произвести первичную оценку его релевантности и опыта. От такого напора человек все реже начинает брать трубку. Впрочем, иногда бывает, что и с первого звонка принимает предложение, но это скорее исключение из правила.
Правило же таково, что при рекордно низкой безработице в 2,9%, количество релевантных откликов по отдельным должностям стремится к нулю, а порой кажется, что дотянуться до кандидата поможет только чудо. В итоге компании сталкиваются с ростом стоимости и продолжительности рекрутинга.
Тренд на российском рынке труда сейчас поменялся полярно: теперь соискатель важнее работодателя, он формулирует условия и предложение. И "дешеветь" процесс подбора работников однозначно не будет, что, может быть хорошо для конкретного наемного работника, но не очень здорово для экономики в целом.
И не сказать, чтобы такого в нашей истории не было. Вспомните инженера Талмудовского из бессмертного "Золотого теленка". Работодатели гонялись за специалистами и во времена СССР.
Оживится ли рынок к сентябрю и в принципе? Зависит в первую очередь от компаний и их целей. Возможно, "рынок кандидата" стоит дополнить "рынком работодателя", со своими стратегиями найма. И да, без внедрения на рынке труда новых технологий и автоматизации, которая сделает отношения на рынке понятными, честными и прозрачными, по-видимому, уже не обойтись.