Жизнь пошла не так: 45% россиян, считают, что ошиблись в выборе профессии
Сокращение клерков и прочих «менеджеров самого среднего звена» сейчас производят многие компании, отдавая конторскую работу на аутсорсинг сторонним структурам — так получается намного выгодней. И «офисный планктон» начал массово задумываться о смене сферы деятельности.
«Почти половина работающих россиян (45%) ответили, что были бы готовы рассмотреть работу на заводе по рабочей специальности, если бы заново начинали карьерный путь. Среди них 27% предпочли бы трудоустроиться в сфере машиностроения и робототехники, 23% — в нефтегазовой отрасли, а 20% респондентов отметили, что выбрали бы работу в пищевой промышленности.
17% граждан хотели бы трудоустроиться в легкой промышленности, а 15% — в агропромышленном комплексе и сельском хозяйстве.
Зимой текущего года средняя предлагаемая зарплата в сфере производства и сельского хозяйства составила 62,4 тысячи рублей, что на 16% больше, чем в прошлом году», — говорится в исследовании платформы «Авито Работа».
Финансовая стабильность и нормированный рабочий график — вот что привлекает людей в рабочих профессиях. Сделал дело — гуляй смело, ведь шпынять «синих воротничков» нынче никак не получится. Либо плати большие сверхурочные, либо сотрудник моментально найдёт другое место — в промышленности жуткий дефицит кадров.
Согласно данным рекрутингового сервиса Superjob самый большой кадровый голод в обрабатывающей промышленности — на него жалуются 87% компаний. В транспорте ситуация даже немного похуже — 88% руководителей говорит о дефиците сотрудников, в строительстве — 85%. В целом о дефиците говорит 86% фирм — самая настоящая катастрофа.
Сколько именно людей в РФ просиживают штаны в офисных крестах точно неизвестно, свыше 10 миллионов человек — точно, есть оценки и в два раза больше. И это не считая госструктур, но там как раз всё более-мене стабильно. Пока…
Означенный выше кадровый дефицит и потенциальное предложение со стороны бывших клерков и их коллег, которые тоже вскоре потеряют работу, не стыкуется. По самой простой причине — отсутствию у офисных сотрудников необходимых рабочих навыков. «Менеджеры самого среднего звена» пока совершенно бесполезны, их нужно обучать.
«Мы работаем для нефтегаза, делаем ёмкостное оборудование, поэтому на нашем производстве, как ни на каком другом, конечно, не хватает рабочих специальностей. Но это проблема общая в отрасли. Такие люди, как инженер по сварке, термообработке, технологи, вальцовщики, — с этим действительно есть большие проблемы. У нас, например, первая смена закрыта менее чем на 60%. Во второй даже 50% не набирается. Конечно, в первую очередь это связано с падением престижа рабочих специальностей.
С рабочими специальностями большая проблема, но мы её решаем. У нас есть такой интересный проект: мы взяли две группы женщин, обучили их сварке. Это женщины, которые работали в сетевых магазинах, в основном на позициях кассира. После прохождения обучения их заработная плата выросла более чем в два раза. То есть таким образом мы пытаемся закрыть провал рабочих специальностей», — рассказывает директор по маркетингу и стратегии «НАТЭК-Нефтехиммаш» Дарья Буйлова.
Опыт, действительно, интересный. А женщина-сверщик — это, порой, лучше, чем мужчина. Потому, что дамы более аккуратны, им хочется сделать всё красиво. А красота и надёжность — это, чаще всего, синонимы.
Известны и иные подобные проекты, которые предприятия самостоятельно реализовывают с целью хоть как-то решить кадровую проблему. Всё это, конечно, прекрасно, однако налицо немногочисленные точечные воздействия, не способные решить общую для страны беду.
Далеко не все заводы и фабрики имеют возможность — как финансовую, так и физическую (наличие умелых преподавателей) — заниматься подготовкой и переподготовкой специалистов. Дело это, без преувеличения, государственное.
И вроде как есть структура, которая за это отвечает — Минпросвещения. Более того, ситуация с дефицитом кадров в промышленности возникла отнюдь не вчера, она наблюдается уже давно — много лет.
«В конце прошлого года мы утвердили концепцию основных действий министерства по развитию среднего профобразования. Её ключевой тезис: колледжи и техникумы должны обеспечить экономику страны квалифицированными кадрами. Но каких специалистов готовить? В каком объёме? К какому времени? Все это вопросы, которые мы сегодня решаем.
Мы постоянно обновляем перечень профессий и специальностей среднего профобразования. Сейчас их около 500. Останется в два раза меньше. Ни один навык и ни одна компетенция не будет потеряна.
Многие программы будут объединены или трансформированы. Главное, за счет чего произойдёт это укрупнение — совершенно новый способ формирования государственного образовательного стандарта (ФГОС). Мы предложили сделать ФГОС более рамочным и «широким» — оставим один документ для целой группы профессий», — в марте 2021 года распинался тогдашний первый заместитель министра просвещения РФ Дмитрий Глушко.
Было это ровно три года назад, концепцию приняли ещё раньше. И что — до сих пор считают каких специалистов и сколько надо.
«На сегодняшний день на региональные бюджеты были сброшены и забыты профтехучилища и техникумы. Из-за нехватки средств во многих регионах разрушена система подготовки рабочих кадров.
На начальном этапе помощь федерального центра в восстановлении профессионального образования просто необходима, в Думе уже обсуждается возможность ввести отдельную строку в бюджете для поддержки данных учреждений», — ещё в 2012 году вещал депутат Госдумы Владимир Гутенёв, который сейчас занимает пост председателя комитета по промышленности и торговле.
Прошло 12 лет — что сделано? А ничего: ПТУ и техникумов как не было, так и нет. Напротив, за эти годы добили те, которые тогда ещё действовали. Просто не дают денег, и всё.
Одновременно с уничтожением остатков системы среднего профобразования Минпромторг целенаправленно блокирует поставки в РФ любой техники и оборудования, которые могли бы использоваться для полезной деятельности. То есть люди работают на старье.
Именно поэтому желания граждан нашей страны перебраться из офисов в цеха заводов и фабрик несбыточны. Жизнь в промышленности еле теплится, угасает, а власти не могут повернуть процесс вспять. Например, наполнить предприятия новыми кадрами. Хотя деньги есть. Только тратятся часто непонятно на что.
Против России ведется необъявленная война, нам противостоит весь «западный мир», нужно поднимать промышленность. Народ опять-таки готов трудиться, жаждет заниматься созидательным трудом. Но вместо этого бюджетные средства банально сжигаются.
В рамках гипотетического нацпроекта «Кадры» до 2030 года на ремонт 4 тысяч учебных корпусов колледжей (ПТУ) и техникумов могут выделить 120 млрд рублей.
Учебные корпуса — это, бесспорно, хорошо. Но внутри должны стоять современные станки, на которых будут учить молодёжь и бывших менеджеров. Да и преподавателям нужно платить. Хорошо платить, иначе они просто уйдут на заводы.
Неужто это непонятно людям, которых «расписывают» бюджет?