Российским айтишникам стали меньше платить. В HeadHunter подсчитали, что по ряду позиций оплата труда снизалась почти на четверть, а по данным специализированного агентства по найму «Хабр Карьера», средняя зарплата специалистов за второе полугодие 2023 года сократилась на 15% — примерно до 140 тысяч рублей.
Касается это в основном сотрудников-новичков — тех, кто только пришел в эту отрасль. У руководящего персонала зарплаты, наоборот, растут.
Гендиректор компании Zecurion Алексей Раевский говорит, что молодые люди, часто без высшего профильного образования и опыта работы, практически ринулись в IT-сферу в стремлении получить престижную работу с хорошей оплатой. Отсюда и перенасыщение рынка такими кандидатами, и, соответственно, снижение зарплат.
— В последнее время же как считалось, что быть айтишником — это модно и доходно, поэтому все ринулись получать высшее образование и, может быть, среднее специальное в этой области. И, действительно, сейчас бывает так, что на младшие вакансии несколько сотен откликов. Нельзя сказать, что все очень крутые и качественные, но выбирать есть из чего. Если мы говорим про среднюю температуру по больнице, эти средние цифры снизились как раз из-за влияния массовых историй. Конечно, студент-третьекурсник или четверокурсник Бауманки это не то же самое, что какой-нибудь молодой человек, у которого нет профильного образования, который, допустим, по образованию маркетолог или повар, и он закончил шестимесячные курсы, а есть и более короткие, и пытается найти работу в IT-сфере.
— Еще берут таких специалистов с сертификатами, которые побежали на курсы?
— Допустим, «Яндексу» нет смысла, к нему приходят лучшие из лучших, и туда очередь стоит из таких, и конкурс еще, чтобы попасть. А, например, в какой-нибудь маленький, никому неизвестный стартап, у которого особо и денег нет, чтобы людей заманивать, особого престижа там работать нет, они берут практически всех, кто к ним согласится пойти.
Основная часть снижения зарплат пришлась на регионы и коснулась сегментов разработки, дизайна, тестирования. И в «Хабр Карьере», и в HeadHunter отмечают самое сильное падение в сфере разработки игр — примерно на 28%, до 128 тысяч рублей. Сооснователь компании «Битрикс 24» Сергей Рыжиков особенного снижения зарплат не видит. Он согласен, что речь действительно идет об игровом сегменте.
— Как должен был рассуждать молодой специалист: он увидел, что IT — это хорошо, от армии дают льготы и вообще выдают много бонусов. Не идти же программировать настоящие взрослые IT-системы, пойду в игровой сегмент. Поэтому большой поток новичков ринулся в игровые IT-компании, возможно, там произошел перебор, и это привело к снижению.
— А в остальных сегментах?
— Не вижу снижения, которое бы относилось к обычным IT-компаниям. В целом я бы еще отметил, что компании устают от новичков, их надо доучивать, много с ними работать, ожидания высокие, результативность низкая. Но в целом компании строят некие процессы внутри. У нас есть свой университет, мы берем новичков, доучиваем, иногда это имеет хороший результат, но это дорого. В целом это говорит о недостатках высшего образования и тех, кто приходит работать.
— Что с людьми, которые получили сертификаты, они работают, или все-таки такие специалисты не очень оказались нужны отрасли?
— Сама по себе отрасль такова, что почти неважно, где и как ты учился, если голова у тебя соображает, ты умеешь думать, работать и мотивирован, все получится. Сам по себе сертификат — это не причина брать или не брать.
Минцифры сообщало, что доходы IT-компаний в России выросли в 2023 году на 20%.