Войти в почту

Эксперты объяснили, почему россияне стали тщательно следить за кредитной историей

Спрос на персональные кредитные рейтинги и отчеты по итогам 2023 года существенно вырос, рассказали "Российской газете" в бюро кредитных историй. Произошло это, по словам экспертов, по нескольким причинам: увеличился не только уровень финансовой грамотности россиян, интересующихся своей "кредитной репутацией", но и процент отказов банками в получении ссуд.

Эксперты объяснили, почему россияне стали тщательно следить за кредитной историей
© Российская Газета

Как сообщили "РГ" в Объединенном кредитном бюро (ОКБ), за прошедший год они предоставили физическим лицам 5,4 млн кредитных отчетов, что в 1,5 раза больше результатов 2022 года. При этом существенно выросло число выданных индивидуальных кредитных рейтингов - с 16,5 млн до 22,5 млн. В Национального бюро кредитных историй (НБКИ) такую тенденцию подтвердили. Число предоставленных персональных кредитных рейтингов составило 16,7 млн единиц, поднявшись за год на 51%. Для сравнения в 2021 году количество запросов в НБКИ практически подошло к отметке в 5 млн, а в 2020 - к 2,4 млн.

Однако повышение финансовой грамотности - не единственная причина подобного роста. Популярность такой услуги среди клиентов увеличивается и из-за общего сокращения банками "аппетита к риску", говорят в НБКИ. Например, уровень одобрений всех кредитных заявок за год снизился на 4 процентных пункта, до 22% против 26% годом ранее. Получить кредит на хороших условиях становится сложнее, в том числе из-за ужесточения регулирования со стороны Центробанка, поэтому клиенты теперь больше интересуются своей кредитной историей, которая как раз отражается в рассчитанном рейтинге. Чем он ниже, тем меньше шансов получить кредит.

Например, если показатель находится ниже 596 баллов, то уровень одобрения заявок на кредит суммой более 300 тыс. руб. составит 7,5%, следует из данных НБКИ. Если же рейтинг варьируется от 597 до 824 баллов, то 27,1%. Ну а при условии высокого рейтинга - выше 942 баллов - уровень одобрений кредитных заявок по данному запросу составит 69,1%.

"Кредитная история - это, по сути, основа развития кредитной, да и в целом финансовой грамотности граждан, - говорит директор по риск-методологии и дата аналитике ОКБ Николай Филиппов. - И мы видим, как эта финансовая грамотность, а вместе с ней и востребованность кредитных историй, неуклонно растет". По словам эксперта, если в начале 2021 года в ОКБ за кредитным отчетом обращалось порядка 300 тыс. человек в месяц, то в 2023 году это количество, даже при непростой макроэкономической обстановке, продолжило увеличиваться, составив более 700 тыс. человек. Он также добавил, что дважды в год кредитную историю можно получить бесплатно.

Как отмечает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков, в стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры, принятой правительством в 2023 году, было указано о целях по формированию устойчивого понимания гражданами своих кредитных историй и кредитных рейтингов. Это позволит клиентам проверить, нет ли в кредитной истории каких-либо неожиданных изменений, и самостоятельно оценить свой уровень кредитоспособности, соответственно, и шансы на получение ссуды.

"Опираясь на мировой опыт, мы можем сказать, что кредитной истории в России еще предстоит проделать длинный путь развития", - подчеркнул генеральный директор Объединенного кредитного бюро Михаил Алексин. Контроль за своей кредитной историей и кредитным рейтингом, по его мнению, должны стать регулярной привычкой для большей части экономически активного населения. Пока его используют только 20%, указывает эксперт. Он также напомнил, что при поддержке регулятора и законодательных органов кредитная история активно развивается - наполняется новыми функциями. Например, сейчас рассматривается - уже на финальной стадии - инициатива о внедрении сведений в кредитную историю о самозапрете на выдачу кредита.

Алексин считает, что наполнение кредитной истории потенциально можно расширить сведениями о доходах, регулярных коммунальных платежах или данными о пользовании сервисами рассрочками - оплаты частями. Если кредиторы смогут принимать решения быстрее и на основе больших данных, то это способно снизить риски, которые включаются в стоимость кредита, и сделать займы доступнее.