В России выросла доля среднего класса, но не его ядро
Доля российского среднего класса в 2022 году достигла максимального значения за десятилетие — 31,7%, оценила заведующая центром стратификационных исследований Института социальной политики НИУ ВШЭ Светлана Мареева. Результаты ее анализа приводит РБК. При этом процент граждан, которые соответствуют всем критериям среднего класса, снизился на 0,4% по сравнению с 2015 годом и составило 9,3%.
Для определения принадлежности к среднему классу Мареева использует три критерия: высокий социально-профессиональный статус, наличие высшего образования и доход больше 1,25 медианы по стране. Для расчета последнего исследовательница использует результаты обследования домохозяйств «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения» НИУ ВШЭ за 2022 год. По нему медианный доход на одного члена домохозяйства, включая детей, составил 23,3 тысячи рублей. Это отличается от данных Росстата, который оценивал среднедушевой медианный доход в 34,8 тысячи рублей.
К среднему классу Мареева относит тех, кто соответствует хотя бы двум критериям. Ядро состоит из россиян, которые обладают всеми тремя признаками.
Согласно исследованию, размер ядра достиг своего пика в 2015 году (9,7%) и к 2022 году сократился до 9,3%. При этом общая доля среднего класса стабильно растет с 2013 года. Тогда она составляла 28,3%. Увеличивается периферия группы, куда входят, в основном, управленцы низшего звена, специалисты среднего уровня квалификации, администраторы, рядовые сотрудники торговли и бытового обслуживания. Мареева отмечает, что эта категория отличается от ядра неустойчивым положением на рынке.
Средний класс растет как за счет улучшения качества жизни россиян из неблагополучной зоны, так и за счет сокращения верхнего слоя, указывает Мареева. При этом сценарий перехода из нижнего класса в более высокий встречается чаще. Исследовательница подчеркивает, что неверно относить к среднему классу всех, кто имеет средний доход (от 0,75 до 2 медиан). В российском обществе очень высока доля средних слоев по доходам, возможностям и рискам, но нет массового среднего класса. «Большая часть населения оказывается сегодня в срединном положении, характеризуясь очень близкими уровнями не только доходов, но и качества жизни в целом. Но эти уровни достаточно невысоки», — отмечает Мареева.
Доля ядра среднего класса стала снижаться в последние несколько лет, сказал РБК ведущий научный сотрудник института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН Василий Аникин. По его словам, это происходит из-за трудности накопить уникальный человеческий капитал, дефицита привлекательных рабочих мест в регионах и отъезда части ядра зарубеж.
Доля среднего класса в России могла бы быть больше, однако многие квалифицированные специалисты имеют низкие доходы, рассказал профессор финансового университета при правительстве Александр Сафонов. В первую очередь, это бюджетники с высшим образованием. «Если учитывать, что к среднему классу относятся, как правило, люди с высшим образованием и работают по своим специальностям, получается, что в России просто бедный средний класс», — заметил он.