Как преодолеть дисбаланс на рынке труда в ИТ-сфере
На рынке труда в сфере информационных технологий в Алтайском крае, как и в стране в целом, сложилась парадоксальная ситуация. ИТ-компании испытывают дефицит кадров при наличии большого числа соискателей. Проблема в том, что ищут работу в основном молодые специалисты после онлайн-курсов, а работодателям нужны квалифицированные айтишники. Эксперты ИТ-рынка уверены, что без повышения качества подготовки кадров такой дисбаланс сложно преодолеть.
- ИТ-отрасль сегодня растет быстрыми темпами почти по всем направлениям в связи с уходом западных вендоров и переходом на отечественный софт, - комментирует ситуацию председатель совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко. - Но этот рост сдерживает кадровая проблема. Часть специалистов уехала за рубеж, а качество подготовки начинающих айтишников резко упало. Имеющиеся квалифицированные программисты не могут выйти из офисов, настолько много сейчас работы. И ее будет еще больше с учетом дальнейшего распространения отечественных продуктов. А у нас не хватает людей, особенно на местах, в регионах.
Дефицит кадров для ИТ-рынка не новость. Отрасль испытывает его на протяжении многих лет. Но до начала прошлого года ситуация была стандартной - на большое число вакансий претендовало не так много соискателей.
Так, по данным HeadHunter, до февраля 2022-го уровень конкуренции (соотношение числа активных резюме к количеству вакансий) в ИТ-сфере был ниже оптимального (пять-шесть резюме на одну вакансию) и среднего по рынку труда в целом. В 2021 году индекс конкуренции в отрасли составлял 3,8-4,4, а после начала СВО увеличился до 7,2-8,6. К середине 2023 года он снизился до 6,2, но остается по-прежнему в два раза выше, чем в целом на рынке, где на одну вакансию приходится чуть более трех резюме.
Казалось бы, в ситуации, когда часть специалистов покинула страну, число предложений должно сократиться. Откуда тогда бум резюме? Представители алтайских ИТ-компаний называют несколько причин.
Во-первых, многие программисты, работавшие на иностранные компании, встали перед выбором - уезжать, чтобы сохранить работу, или остаться и искать новую. Во-вторых, с уходом западных вендоров сократились и рабочие места, а значит, вакансий стало меньше. В-третьих, специалисты с низкой квалификацией, которые раньше работали не по профилю, решили вернуться в профессию в надежде на сниженные требования к качеству подготовки. Плюс на рынке появилось большое число наскоро подготовленных начинающих специалистов - как раз для решения кадровой проблемы.
- Я много лет работал на крупную трансконтинентальную ИТ-корпорацию, - рассказал корреспонденту "РГ" барнаульский программист Николай Иванов. - В марте 2022-го российское отделение закрыли, и нам предложили выбрать любое другое место жительства, кроме РФ. Я решил остаться, поэтому уволился. Думал, со своим опытом быстро найду новую работу. Но на рынке оказалось очень много соискателей, а зарплаты предлагали в несколько раз меньше, чем была у меня ранее. Некоторые работодатели прямо говорили: "На тот оклад, что вы просите, мы лучше возьмем двух, а то и трех менее квалифицированных специалистов". Только через восемь месяцев смог найти более-менее подходящее место, и то в Москве. На региональном рынке таких предложений вообще нет.
По мнению представителей российских кадровых агентств, дефицит в ИТ-отрасли есть, но только на специалистов с высоким уровнем компетенций. Это подтверждает и статистика: конкуренция в сегменте молодых, начинающих айтишников, по данным hh.ru, зашкаливает за 15,5 резюме на вакансию, а вот среди высококвалифицированных это соотношение составляет всего 0,7, то есть на одну вакансию приходится менее одного резюме.
Из-за переизбытка молодых кадров в ИТ-сфере впервые за последние много лет отмечено снижение зарплат. Это вполне объяснимо - раз соискателей много, то они будут соглашаться на вакансии с меньшей зарплатой. Тем более что уровень их подготовки чаще всего не соответствует заявленным требованиям.
- В условиях дефицита специалистов с высокой квалификацией компаниям приходится брать молодежь и доучивать, дотягивать их до необходимого уровня, - отметила директор по специальным проектам издания IT Channel News Светлана Белова. - Это обходится гораздо дешевле, чем брать готового айтишника. Но пока, по опросам кадровых агентств, больше семидесяти процентов ИТ-компаний не практикуют прием на работу начинающих специалистов, у которых из подготовки только онлайн-курсы.
Также среди причин кадрового дисбаланса и большого числа плохо подготовленных соискателей эксперты называют высокий уровень государственной поддержки отрасли, как бизнеса, так и самих специалистов. В результате многие захотели работать в этой сфере, а учебные заведения кинулись готовить ИТ-кадры. Доходит до смешного: в одном их регионов медицинский вуз начал выпускать программистов, а в другом высшее учебное заведение взяло за основу подготовки ИТ-специалистов методику из школьной программы.
Компетентно
Владимир Маслов, директор департамента цифровых технологий ТПП РФ:
- К сожалению, мы сегодня сталкиваемся с формальным подходом к решению государственной задачи по увеличению в стране программистов, когда многие непрофильные вузы вдруг начали готовить ИТ-кадры. Вроде на бумаге у нас выросло число подготовленных программистов, но работать они не могут. Если и дальше будем так решать задачу подготовки персонала в сфере информационных технологий, то не сможем преодолеть проблему дефицита квалифицированных кадров в отрасли. Поэтому сейчас мы занимаемся стандартизацией уровня профессиональной подготовки. Чтобы квалификацию любого программиста можно было оценить по четким критериям. Ведь не всегда программист с дипломом лучше специалиста без диплома. Некоторые крупные компании уже давно перестали спрашивать документ об образовании, а тестируют соискателей по своим критериям, чтобы оценить их реальный профессиональный уровень. И нам ничего не остается, кроме как создавать квалификационные комиссии и тестировать специалистов.