Войти в почту

Поездки в «Яндекс.Такси» в Москве и Петербурге за год подорожали в среднем на 20%

В «Яндекс.Такси» объяснили причины роста тарифов. В Москве и Санкт-Петербурге цена поездки увеличилась в среднем на 20%. В компании говорят, что повышение расценок вызвано дефицитом водителей, переходящих в другие сферы, снижением количества мигрантов в отрасли и растущие издержки.

Поездки в «Яндекс.Такси» в Москве и Петербурге за год подорожали в среднем на 20%
© BFM.RU

Чтобы замедлить рост цен на такси, отрасли дополнительно нужны 80 тысяч водителей по стране. В одной только Москве и области требуются 30 тысяч водителей. «Яндекс» уверяет, что будет привлекать их высокими заработками и субсидиями. В регионах поездки сильнее всего подорожали в Ростовской области, в Татарстане, Челябинской и Новосибирской областях, Пермском крае. Везде повышение составило от 24% до 27%.

Радиостанция Business FM спросила у региональных таксистов и представителей бизнеса пассажирских перевозок, действительно ли ощущается дефицит водителей, выросли ли доходы и работает ли недавно принятый закон о такси:

Таксист из Казани Линар: — Средний ценник вырос, естественно, но и очень сильно расходы увеличились. Новых дешевых автомобилей сейчас нет, то есть «китайцы», но они стоят очень дорого, в обслуживании они дорогие и не очень надежные. Я думаю, что со временем ситуация будет еще хуже. Те автомобили, которые были куплены примерно от трех до пяти лет назад, начинают выходить из строя. То есть нет такого, что кто-то начал купаться в золоте и прочее и прочее — расходы увеличиваются. По факту доход, который был два года назад, соизмерим с доходом, который сейчас у водителя на руках. «Яндекс» устроил жесткий демпинг, он почти что убил всех конкурентов, и, соответственно, люди привыкли к тем низким ценникам, которые были два-три года назад, когда «Яндекс» только заходил в города. Люди уже стали, так выражаясь, в булочную ездить на такси, потому что это стоило копейки, и, естественно, к хорошему быстро привыкаешь. Сейчас ценники вернулись к тем, которыми они по идее должны быть по рынку, естественно, людям это не нравится. — По поводу роста дефицита водителей что можете сказать? Ощущаете его в Казани? — Дефицит есть, конечно. Потому что раньше «Яндекс» в борьбе с другими агрегаторами очень много всяких выплат проводил, давал различные персональные задания, была лесенка заказов, было проще. Сейчас «Яндекс» почти что не доплачивает водителям. Есть правила «Яндекса», которые очень многих раздражают, — связанные с активностью, с тем, что ты не видишь конечный адрес, с тем, что тебе дают заказ куда-нибудь далеко.

Председатель ассоциации работников такси Новосибирска Андрей Артюх: «Дефицит водителей ощущается. Работы в Новосибирске стало больше, я имею в виду не для таксистов, а другой работы, поэтому туда многие уходят. Мигранты уехали, не все, но часть уехала. Кроме того, очень многих напугал закон «О такси», который, слава богу, пока не совсем работает. Запчасти очень сильно выросли в цене, машины очень сильно выросли. Расценки на услуги такси выросли, они начали расти где-то, наверное, в августе, до этого были очень низкие. Но просто они приходят к нормальным более или менее. И то я считаю, что они еще должны расти, потому что, условно, Hyundai Solaris стоил около миллиона рублей. Сейчас «китайцы» от 2 млн и выше. Но я не думаю, что они будут столько долго ходить, как надежные европейские или корейские машины. Поэтому, мне кажется, цена будет расти. То есть наценка как была, допустим, условно, из точки А в точку Б 100 рублей, она так и есть 100 рублей, просто практически всегда повышенный спрос, и поэтому по алгоритмам «Яндекса» ценник поднимается. То есть официально цены никто не поднимал. А многие же выходили как на подработку, то есть, условно говоря, утром на работу едет, пассажира подхватил, вечером с работы в часы пик, иногда в выходные, и эти люди ушли полностью. Доходы таксиста не увеличились, они как бы увеличились, но то, что у него остается в кармане, остается все то же самое». Председатель Координационного совета Межрегионального профсоюза «Таксист» Андрей Попков: — Работать таксистом нелегко. Во-первых, инфляция, все дорожает с каждым днем. «Яндекс» монополист на рынке и берет 30% и более, в некоторых регионах до 40% доходит. Никакого света в тоннеле не видать. Подорожало во всей стране одинаково — примерно на 20%. Происходит это из-за инфляции, и «Яндекс» сам повышает цены. — Скажите, ощущается ли дефицит водителей, что говорят на рынке? — Пока нет. — «Яндекс. Такси» жалуется, что дефицит водителей растет. — Вы знаете, «Яндексу» надо на что-то жаловаться, вот он и придумывает себе отговорки. Он берет 30% и более с поездки, он не хочет снижать свою прибыль, поэтому он будет искать любые отговорки для того, чтобы запудрить всем мозги. Вот и все. — А повлиял ли как-то на ситуацию закон «О такси»? — Нет, никак. Он и раньше был, его надо было соблюдать, и сейчас, но его соблюдают половинчато. Доход водителей не растет.

Ранее Федеральная антимонопольная служба признала «Яндекс. Такси» доминирующим на рынке России. В ведомстве отметили, что случаи злоупотребления своим положением — это повод для проведения анализа экономической обоснованности повышения цен. Впрочем, сейчас возможные меры реагирования со стороны ФАС ограниченны, признали в ведомстве.