Войти в почту

Кадры для цифровой экономики: какими качествами должен обладать начинающий специалист

Главной проблемой российской экономики является дефицит кадров, а не денег или кредитов. В этом убеждена глава Центробанка Эльвира Набиуллина. По ее словам, регулятор выяснил это по результатам опроса предприятий. При этом, несмотря на возросшее количество выпущенных специалистов, IT-отрасль также нуждается в большом количестве квалифицированных кадров. Подробнее об этом в авторской колонке для "Реального времени" рассказывает генеральный директор платформы Round, основатель фонда развития доступности современного образования "Дарвин", участник Евразийского объединения женщин — региональных лидеров, член "Межрегиональной Ассоциации Женского бизнеса" Галина Ахмерова.

Кадры для цифровой экономики: какими качествами должен обладать начинающий специалист
© Реальное время

Про популярность IT-сферы

Популярность IT-сферы последние 10 лет ни для кого не секрет. Тем не менее, несмотря на количество желающих примкнуть к индустрии, нехватка кадров на сегодняшний день по разным оценкам достигает 1 млн специалистов.

Татарстан является лидером по подготовке таких специалистов на всех уровнях: от среднего специального и высшего образования до обучения на месте работы. И каждый год субъект наращивает масштабы — не зря многие в кулуарах называют Татарстан "IT-столицей".

В своем выступлении менеджер комплексных продаж компании HeadHunter Инна Рамазанова подтверждает недостаток специалистов аналитическими данными:

"В целом на рынке труда в стране острейший дефицит людей. Между спросом и предложением возник колоссальный разрыв. По данным на сентябрь 2022 года, количество вакансий увеличилось на 47%, тогда как число резюме уменьшилось на 3%. Уровень конкуренции в целом в России сейчас остановился на цифре 3: то есть на одну вакансию приходится 3 резюме. Тогда как показатель здоровой конкуренции составляет от 4 до 8 резюме на одну вакансию. Все, что ниже 4, — это дефицит кадров. А вот в IT-сфере динамика резюме превысила динамику спроса, особенно это заметно на позиции "Junior" (начинающий специалист)".

Усложняется все тем, что компаниям нужны готовые, уже опытные специалисты. Вопрос, возможно ли поднять качество подготовки молодых специалистов для удовлетворения запросов рынка, подробно рассматривался в рамках одной из секций форума "Новые вызовы".

Бизнес, власть и студенты на одной площадке

31 октября 2023 года Минцифры РТ и ГАПОУ "МЦК-КТИТС" провели Всероссийский форум "Новые вызовы: подготовка кадров для цифровой экономики". Особенно ценно, что организаторам удалось объединить органы власти, педагогов, бизнес и, конечно, студентов и родителей.

Я участвовала в панельной дискуссии "IT–трансформация: карьерные и образовательные траектории", посвященной карьере и образованию молодежи в IT-сфере.

Участниками дискуссии также стали:

Алена Шаронова, менеджер по работе с учебными заведениями и студенчеством фирмы "1С", руководитель проекта "Цифровые кафедры" Казанского федерального университета,Кирилл Семенихин, директор университета Иннополис,Надежда Дёмкина, директор колледжа информатики и программирования Финансового университета при правительстве РФ, Андрей Филиппович, руководитель лаборатории искусственного интеллекта IT-факультета ФГАОУ ВО "Московский политехнический университет".

Модератором выступил Айрат Рафкатович Нурутдинов, генеральный директор ПАО "Таттелеком" и член Наблюдательного совета ГАПОУ "МЦК-КТИТС". Здорово, что он не стеснялся задавать спикерам провокационные вопросы, необходимые для понимания истинной ситуации. А благодаря честным и открытым ответам участников дискуссия получилась действительно плодотворной.

Нужна ли сильная математика и физика IT-специалистам?

Мнения разделились. Для кого-то матчасть — это основа основ: глубоко разбирающиеся в этих дисциплинах будут более конкурентоспособны на рынке труда (при конкуренции за вакансию 1 к 16!). К сожалению, мало кто после школы понимает логику технических дисциплин, и еще меньше тех, кто продолжает после углублять свои знания вне основных дисциплин, предложенных в сузе и вузе (прямо в зале провели опрос среди присутствующих студентов, и на 50 человек были подняты одна-две руки тех, кто дополнительно занимается повышением квалификации). Вторая точка зрения была посвящена комбинированному подходу: сочетанию гуманитарного и технического образования для успешности в современном мире. Если тебе не дается математика, то надо делать упор на то, что лучше получается. Сейчас время объединять и дополнять свои софты и харды друг другом.

Онлайн- или офлайн-обучение? Способствует ли онлайн-образование повышению качества и увеличению количества IT-специалистов?

В данном вопросе участники дискуссии были единогласны: онлайн — лишь новый инструмент для обучения. Качество знаний в любом случае зависит от человека. В офлайне больше шансов "себя заставить": все мы по себе знаем, "когда тебя ждет тренер, ты идешь на тренировку".

Живое общение, ниже шансы отмолчаться, большая включенность, сложнее имитировать присутствие, нельзя выключить камеру и звук и заняться другими делами — это все несравненные преимущества классического обучения. Онлайн же дает шанс тем, у кого нет финансовой или географической возможности получить информацию.

Стоит отметить, что и онлайн бывает разный. Заниматься на дистанционных курсах по вебинарам и с репетитором по удаленному доступу не одно и то же. Второе — это, по сути, тот же офлайн, разговор один на один, только новым способом.

Курсы с вебинарами — это преимущественно маркетинговая история, особенно в подготовке IT-кадров. Все работодатели отмечают низкую квалификацию после их прохождения и, возможно, именно поэтому на рынке возникла эта странная ситуация — 16 резюме начинающих специалистов на одну вакансию.

Мне кажется, что базовые знания хорошо получать именно офлайн, а онлайн-обучение — хорошее дополнение при наличии высокой самодисциплины и мотивации для закрепления уже имеющихся знаний.

Может ли педагог с зарплатой 30—50 тысяч хорошо учить специалистов, которые после получают 300 тысяч?

Все, конечно, согласны, что любой труд должен достойно оплачиваться, что работа педагогов сильно недооценена и имидж педагогов стоит повышать наравне с другими специальностями. Начать можно было бы с повышения баллов для поступления на такие факультеты: высокий показатель демонстрировал бы престижность будущей профессии. По моему опыту общения со студентами, сейчас педагогические специальности выбирают из-за высокой вероятности на успешное поступление и получение заветного высшего образования. В отрасли после учебы остаются далеко не все, изначально принимая такое решение еще в момент подачи документов.

Радостно, что дискуссия не скатилась в плач Ярославны и участники сделали акцент на работе учителя как призвании. Ведь те, кто идет по желанию, действительно видят себя в качестве наставников и проводников для молодежи.

Здесь важно, чтобы учащиеся были благодарными, успешными и "превзошли своего учителя" — для учителя это порой важнее своих материальных наград.

Все спикеры также затронули роль бизнеса и предприятий в привлечении к обучению студентов: говорили и про роль практических знаний, и про обучение от тех, кто зарабатывает те самые желаемые "300 тысяч". Участники признали недостаточность вовлечения со стороны компаний: готовы прийти на часик-два, но не глубоко вовлекаться в учебный процесс.

А ведь все могло быть иначе, если бы для сотрудников такая работа была почетной — стать преподавателем от своей компании, а не нежеланной допнагрузкой.

Какие качества вы цените в сотруднике?

Ответственность или честность — то самое, чего не хватает сотрудникам, по мнению работодателей. Что под этим кроется? Адекватность оценки собственных сил и умение иногда сказать: "Я с этим не справлюсь", а также неравнодушие, вовлеченность в работу, заинтересованность и любовь к тому, что ты делаешь.

Далее расположился критерий "гибкий ум": умение находить нестандартные решения, применять знания на практике, придумывать, креативить. Не смогли обойти вниманием и командность: умение работать сообща, ставить общие цели и достигать совместных результатов.

Хочется отметить, что то, что важно на практике, в большинстве своем подтверждается и исследованиями "Атласа новых профессий", где на первых позициях сейчас:

навыки тайм-менеджмента (умение организовать себя), способность эффективно работать в команде, способность к эффективному общению, готовность быть гибким и адаптивным.

Думаю, эти навыки точно надо развивать каждому из нас, невзирая на специализации.