Войти в почту

Эксперимент по онлайн-продажам российского вина через "Почту России" отложен

С 1 ноября должен был стартовать эксперимент по онлайн-продажам российского вина через "Почту России". Но законопроект об этом положен под сукно в Госдуме. По всей видимости, он так и не состоится.

Эксперимент по онлайн-продажам российского вина через "Почту России" отложен
© Российская Газета

К рассмотрению проекта об эксперименте по онлайн-продажам российского вина, разработанного минфином, депутаты Госдумы не возвращались с июня этого года, следует из базы системы обеспечения законодательной деятельности. В эксперименте должны были принять участие Москва и Подмосковье. Доставлять алкоголь поручили "Почте России". Продлиться эксперимент должен был в течение трех лет.

Законопроект был разработан для поддержки отечественного виноделия, напоминает президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. При этом доля отечественного вина, по оценке минпромторга, на российском рынке уже составляет более 50%. "В том виде, в котором предлагали провести эксперимент, он не отражал ни интересы государства, ни потребителя, ни магазинов, ни даже виноделов, в поддержку которых он был разработан", - говорит эксперт.

Объем теневого онлайн-рынка алкоголя оценивается в 30 млрд руб. в год. Больше половины спиртного, которым торгуют в интернете, фальсификат

Так, доставка алкоголя через 24 часа вряд ли была бы востребована, так как сейчас теневой рынок предлагает широкий ассортимент продукции с экспресс-доставкой на дом. А ограничение единственным оператором ("Почтой России") неэффективно - большинство заказов клиенты сейчас делают через мобильные приложения. При этом важным критерием является возможность сравнения цен на разных сайтах.

Зато, по информации Соколова, второй законопроект о легализации онлайн-продажи алкоголя (сенатора Андрея Клишаса) "находится в завершающей стадии". По этому проекту предполагается создать реестр компаний, которым будет разрешено торговать алкоголем онлайн. По мнению Соколова, этот законопроект остается единственно возможным решением проблемы теневого рынка. По оценке НИФИ минфина, объемы теневого онлайн-рынка алкоголя составляют 30 млрд руб. в год, 53% продукции на нем составляет фальсификат. И этот рынок никак не контролируется. Из-за этого выпадающие доходы бюджета за последние пять лет составили более 50 млрд руб.

"Включение в процесс широкого круга участников, имеющих необходимые лицензии и достаточный опыт, исключение искусственных ограничений по видам продукции и срокам доставки создают условия для конкуренции внутри рынка и главное - конкурентное преимущество перед теневым бизнесом", - считает Соколов.

Но принципиально против легализации онлайн-продаж алкоголя остаются Роспотребнадзор, минздрав и МВД. Недавно зампред думского Комитета по промышленности и торговле Александр Спиридонов сказал, что в Госдуме будут настаивать на том, чтобы не допустить реализацию идеи продавать алкоголь онлайн. По его словам, это может привести к повышению доступности алкоголя (и, как следствие, его потреблению), росту количества суррогата на "сайтах-однодневках", усложнению контроля за продажей алкоголя несовершеннолетним и другим негативным последствиям. Начальник управления федерального госнадзора в области защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков среди рисков называл возможность получения потребителем не того товара, которые он заказывал и оплачивал.