Вице-премьер Голикова: в российских школах не хватает около 11 тысяч учителей
Российские власти видят нехватку учителей в России, она оценивается приблизительно в 11 тысяч человек. Об этом заявила в Госдуме вице-премьер Татьяна Голикова. Мы решили поговорить с учителями естественно-научного профиля и с директорами, насколько серьезна проблема и куда идут вчерашние студенты физмата?
Елена училась в Московском педагогическом государственном университете по направлению «математика». Вместе с ней поступили 32 человека, выпустились только 13, работают в школе трое. Многие пошли в IT. В вузе преподавали языки программирования, но если работать в этой сфере, нужно учиться дополнительно самому либо на курсах. Кто-то пошел в науку. Елена выбор в пользу школы сделала, когда сама там училась, — из любви к предмету. Когда пришла работать, еще студенткой, ей дали 20 часов нагрузки, расписание подстроили под нее. Когда получила диплом, ее загрузили по полной: 30+ часов и классное руководство, продолжает Елена:
«Зарплата у всех плюс-минус одинаковая, даже если у вас 25 часов в неделю или 31 час в неделю. Как-то привлекать молодежь: останьтесь здесь, в школе — такого нет. Если есть классное руководство, плюс большая нагрузка, зарплата очень даже ничего. Я сама работаю уже третий год, не планирую уходить. Даже если есть большая нагрузка, можно поговорить с руководством. «Понимаете, я вот работаю очень много, КПД мой снижается». Если руководитель адекватно подходит к данному вопросу, естественно, он пойдет на уступки. Если это снятие классного руководства из-за того, что общаться с родителями постоянно тяжело, действительно в деньгах потеряешь много. Если речь о количестве часов, то потери небольшие».
На HeadHunter сейчас около 250 вакансий учителей математики в Москве. Информатики — 140 вакансий. Физики — 80. По зарплатам минимум учителя в столице — 80 тысяч до вычета налогов. Если есть классное руководство, еще 20-30 тысяч сверху. Берут в том числе выпускников технических вузов. Например, Александр учился в Бауманке на факультете робототехники. Он учитель физики, информатики и черчения. Его однокурсники пошли в программисты и инженеры. Александр преподает информатику в IT-классе один. Программа рассчитана на двух-трех, а лучше четырех учителей. Так что нагрузка большая:
«Очень много берут коллег из технических вузов. Преподавателей математики, физики, информатики мало, поэтому стараются из разных областей их брать. Дальше проходят курсы переквалификации, и они уже становятся полноценными учителями. Главный минус — это нагрузка. Мое мнение таково: если молодой специалист пришел, то его старшие коллеги и начальство не должны сильно грузить, помогать ему. Со стороны начальства, к сожалению, я наблюдаю обратную ситуацию. Частенько свешивают на молодых коллег, ведь он молодой, сил много. Меня всесторонне поддерживали, но это скорее редкость. Я общаюсь с некоторыми коллегами из других школ, мало где такое есть. Многие уходят из-за этого, мне даже коллеги говорили, что два года — это возраст выдержки. Если ты выдержал два года и не ушел, это уже о многом говорит. Из-за того, что нагрузки много, зарплата тоже нормальная, хотя не сравнится с программистской зарплатой».
В регионах ситуация тоже непростая — говорит директор гимназии № 1 Тюмени Михаил Колосов. В его школе вакансий сейчас нет. Но очереди из кандидатов тоже не стоят. Иногда приходится брать того, кто пришел, даже если руководителя что-то не устраивает при собеседовании. Продолжает Михаил Колосов:
— Человека три-четыре ежегодно приходит, молодежь, мы стараемся их как-то заранее присмотреть в вузе.
— Больше девчонок молодых?
— Да, но хотя последнее время по Тюмени, я смотрю, тенденция, что и парни стали появляться. Я думаю, что у них перспектива хорошая, если с головой молодой человек, из таких молодых специалистов в конечном итоге завучи и директора получаются.
— Молодых учителей больше среди технарей или в гуманитарных областях?
— По школе больше гуманитариев. Технари в нашей школе стабильно задержались, а вот учителя английского, русского языка. Здесь у нас разбавление молодыми учителями. И опять же по причине того, что кто-то уходит на пенсию или в декрет.
В Минпросвещения ранее заявляли: в этом году в педагогические вузы подали документы почти 400 тысяч абитуриентов — на треть больше, чем в прошлом году.