ЦБ против хитростей банков
Чаще всего менеджеры настойчиво предлагают в дополнение к кредиту или займу купить различные страховки. И это не самый плохой вариант: такой сертификат все равно придется приобретать в обязательном порядке. Но в ходу также подписки на онлайн-кинотеатры, абонементы на посещение психолога или ветеринара. Были случаи, когда клиента буквально заставляли оплатить курс посещений астролога или консультации по телемедицине.
«Если услуга действительно нужна заемщику, он может ее приобрести, но это должен быть осознанный выбор, не под давлением менеджера и не с помощью уловок на сайте или в мобильном приложении кредитора», - отметили в пресс-службе регулятора. На практике получается, что при оформлении кредита заемщику мягко намекают: если отказаться от покупки хотя бы одной дополнительной услуги, выплату денег могут и не разрешить. Учитывая, что у банка есть право не одобрять кредит, этот шантаж может быть весьма эффективен. Особенно податливы люди с не очень хорошей кредитной историей: чаще всего они готовы переплатить пару-тройку тысяч рублей, лишь бы получить вожделенный заем.
Недавно Центробанк в очередной раз обозначил такую проблему и отчитался о принятых мерах. В банковской деятельности существует термин «период охлаждения». Это срок, в течение которого можно отказаться от навязанных услуг и вернуть деньги. До сих пор речь шла о 14 днях, во время которых клиент мог одуматься. С января 2024 года «период охлаждения» увеличится до одного месяца.
Кроме того, теперь запрещено использовать предустановленные согласия клиентов - так называются галочки в онлайн-формах с уже заполненным за заемщика согласием на оплату страховок, сертификатов на разные консультации, СМС-информирования. Часто применяются маркетинговые уловки, из-за которых эти галочки легко не заметить.
«Мы поэтапно усиливаем требования к информированию потребителя. Важно, чтобы он знал и о возможности отказаться от дополнительных услуг, и о своем праве запретить уступку прав по кредитному договору, и о способах защитить свои права, обратившись с жалобой в том числе и в Банк России. Мы всегда рекомендуем потребителям финансовых услуг внимательно читать договор перед тем, как его подписать, задавать вопросы представителю банка», - подчеркнули в ЦБ. Там же напомнили об одной очень важной детали: у человека есть право взять договор домой на пять дней, чтобы спокойно его изучить и посоветоваться с родными и близкими. За это время условия договора не изменятся. Но в банках о такой «мелочи» никогда клиентам не сообщают!
Что делать, если менеджерам все-таки удалось навязать ненужную услугу? Во-первых, Банк России сам приглашает писать жалобы - там могут признать спорную сделку недействительной. Во-вторых, существует Общество защиты прав потребителей или другие общественные организации, имеющие право подавать иски в суд. «Лучше, если пострадавшие соберутся и оформят коллективную жалобу. В таком случае шансы восстановить справедливость возрастают в разы», - посоветовала юрист Наталья Лобанова.
Наталья Пуртова.
Фото: WIKIPEDIA