«Не каждый бетонщик станет художником»: как решить проблему дефицита рабочих кадров
Как мотивировать молодежь Для руководителей предприятий – не только крупных, но и потенциальных инвесторов – назрел актуальный вопрос нехватки квалифицированных кадров. И проблему не решить с помощью рубля: работодатели готовы предложить высокую зарплату соискателю – как слесарю, так и инженеру, но найти хорошего специалиста непросто. «Здесь совершенно точно нет какого-то уникального или золотого рецепта, как решить эту проблему быстро. Этот вопрос требует системного подхода: перестройки системы среднего профессионального образования и формирования в нашем обществе правильного отношения к рабочим специальностям. Согласитесь, люди взрослые, у кого есть дети, мы все равно как родители ментально ориентируемся, что ребенок должен получить высшее образование», – показал проблему под другим углом глава Тюменской области Александр Моор. Он отметил, что сегодня в тюменских ссузах очень высокий конкурс на место, есть специальности, где на одно место претендуют до 20 абитуриентов. Но увеличить количество мест в средних специальных заведениях сегодня невозможно, поскольку самих специалистов по этим специальностям требуется мало. «Мы должны увеличивать количество специальностей в наших учебных учреждениях адекватно вызову рынка. Важно, чтобы специалист пришел работать на конкретное предприятие на конкретном оборудовании по конкретным технологиям. Для этого либо мы должны ставить оборудование в наших учреждениях, либо будущие специалисты должны идти на практику на свое будущее рабочее место. Тогда не нужно будет никого переучивать. И больше того, будущий работник будет знать коллектив, понимать, где он будет работать, нравится ему это или нет», – смоделировал идею губернатор. Еще один момент, который сказывается на дефиците кадров, – демографическая дыра 90-х. Это как раз та молодежь, которая сегодня вышла на рынок труда. Уже в 2000-х пошла демографическая волна: эти дети сегодня учатся в школе, и вскоре будут определяться с выбором профессии. Как же сделать, чтобы ребята увидели престиж в рабочей специальности? «Наша с вами задача – таким образом мотивировать их, чтобы ребята не стеснялись выбирать профессии рабочих специальностей и получать среднее профессиональное образование», – высказался Александр Моор. В том числе, по его словам, задача потенциальных работодателей – показать, что у них есть высокооплачиваемая работа, привлекательная для современной молодежи. Голос бизнеса Нуждаются в кадрах и представители частного сектора экономики, в том числе МСП. Многие задаются вопросом: как найти квалифицированного работника, который не только закроет «дыру», но приумножит общий результат. В ответ на это предприниматель Павел Тяжкороб напомнил советскую поговорку: от каждого по способности – каждому по труду. Он считает, что основная задача руководителя – выявить особенную способность человека и сделать его частью команды. «Успех бизнеса зависит от каждого сотрудника, пусть даже это упаковщик или кладовщик, но если он свою работу, пусть маленькую, но очень значимую, выполняет плохо, то ровно настолько твой бизнес не дорабатывает. Если уж браться, то делать свою работу хорошо», – отметил бизнесмен. Директор Центра развития технологического предпринимательства Московского государственного технического университета им. Н. Э Баумана, кандидат экономических наук, доцент Виктор Малинин высказал мнение: сколько бы ни совершенствовали искусственный интеллект, он не заменит человека. «Тем более если речь идет о создании чего-то нового. И, соответственно, все инновации, если мы говорим о технологическом предпринимательстве – это заслуги человека. Человек – это источник развития. А человеческий капитал, то есть вложение в развитие способности человека что-то создавать – это путь к развитию общества, социума, государства», – добавил ученый. Хранить, приумножать, раскрывать способности человека важно, особенно в условиях дефицита кадров, обратила внимание председатель регионального отделения «Опора России» в ЯНАО Наталия Шлемкевич. «У нас на Ямале, это, наверное, самая нужная черта характера руководителя предприятия – увидеть в человеке потенциал и развить. Потому что кадровый голод. В таких суровых климатических условиях очень четко определяется ресурс и потенциал человека, который способен давать стране огромную пользу. Не каждый бетонщик может стать художником – это значит, что надо попытаться найти и дать возможность человеку себя проявить еще в чем-то. И, может быть, бетонщика мы найдем, а вот художника, который в нем спал, вряд ли», – проиллюстрировала идею Наталия Шлемкевич. На примере Африки Задача государства сегодня заключается в том, чтобы создать эти условия: обеспечить здоровьем – создать нормальную систему здравоохранения, дать хорошее образование и правильно профориентировать человека – помочь ему найти место в экономике страны. «Во всех этих направлениях государство делает много, но всегда этого недостаточно, потому что есть куда совершенствоваться. Человеческий капитал – это ключевой вопрос для развития страны, потому что все идеи рождают и реализуют люди. И потребляют конечную продукцию тоже люди – все в конечном итоге для людей. В целом от человеческого капитала зависит, какого уровня развития достигнет общество», – отметил в беседе с «ФедералПресс» сенатор РФ, член комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Павел Тараканов. В качестве примера эксперт озвучил ключевую проблему, которая выявилась в разрезе сотрудничества стран Африки и России. «Вы знаете, о чем в первую очередь нас просят африканские коллеги? Об образовании! Чтобы мы научили их, как нужно развивать свою экономику: лучшие практики технических специалистов – инженеров, как с высшим, так и средним образованием. Будем говорить прямо: империалисты выкачивают у них ресурсы и даже не обучают африканцев, чтобы они не могли контролировать, чтобы они сами не смогли пользоваться ресурсами своей страны. И по соглашению о разделе продукции они оставляют Африке 2–8 %, а все остальное увозят. И даже эти 8 % африканцы не в состоянии проконтролировать – восемь это или нет? Вот вам пример значения человеческого капитала, значения образования для развития любой страны», – сказал политик. По его словам, Тюменская область выстраивает свою экономику и политику, исходя из убеждения: человек – это главная ценность региона. «Мы недавно презентовали Тюменскую область в Совете Федерации, и наш главный лозунг был: «Тюмень – земля больших людей». Мы говорили о вкладе людей в создание области – лидера во многих рейтингах страны, в том числе в инвестиционной политике. Это заслуга каждого жителя. Поэтому крайне важно вкладываться в своих людей. Нам важно, чтобы человек был здоровым, образованным, успешным. Чтобы он мог правильно реализовать свои компетенции в экономике, находился на том месте, где он принесет свою пользу. Потому что лучшие специалисты – те, кто занимается любимым делом, и там, где они наиболее эффективны», – высказал убеждение политик. Кадровый суверенитет О дефиците рабочих рук на предприятиях говорят и в Госдуме. По словам замруководителя фракции «Единая Россия» в ГД, координатора партийного проекта «Выбирай свое» Сергея Морозова, России пора задуматься о кадровом суверенитете и о кадровом стандарте. «Нам нужно пересмотреть всю инфраструктуру – воспитания, обучения и направления на работу. Мы в «Единой России» обратили на это внимание. И в прошлом году это направление стало одним из приоритетнейших – вылилось в самый крупный партийный проект «Выбирай свое». Он направлен на импортозамещение: прежде всего, на импортонезависимость и технологический суверенитет. Но мы решили не повторять ошибок», – добавил депутат. Партийный проект «Выбирай свое» начали с независимого изучения картины кадрового голода в стране. 42 % предприятий официально заявили, что находятся под угрозой невыполнения заданий в связи с острейшей ситуацией по кадрам. 40 % с лишним молодых людей, окончивших среднее и высшее профессиональное образовательное учреждение, не пришли работать по специальности. Более того, почти половина из них сказали, что не будут работать вообще: «Мы не разделяем ни миссию, ни ценностей». «Поэтому мы решили пересмотреть всю ситуацию в целом, чтобы изменить законодательство. Так появились уточнения, связанные со школьным трудовым воспитанием и обучением. Мы уходим от известной европейской Болонской системы. Мы сокращаем сроки обучения в средних специальных учреждениях, чтобы у человека была возможность сразу же после окончания поработать на предприятии. И еще масса других вещей», – резюмировал Сергей Морозов. Фото: ФедералПресс / Дмитрий Шевалдин, Юлия Котышева