Войти в почту

С 15 июля заработает возможность оформления убытков от ДТП в электронном виде

С 15 июля на "Госуслугах" заработает новая функция - подача заявлений о выплате после аварии. Впрочем, пока эта услуга не будет работать так, как хочется автовладельцам. Визит в страховую компанию для оценки ущерба все-таки остается обязательным, если страховщик такую встречу назначит. Все это объяснил глава Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев.

С 15 июля заработает возможность оформления убытков от ДТП в электронном виде
© Российская Газета

По его словам, с 15 июля эта опция будет, скажем так, работать в добровольном порядке для страховщиков. То есть, если они успели создать соответствующее приложение, то оно заработает. Если нет - то будет работать подача заявлений только через портал "Госуслуги". Но заявления, поданные через этот портал, будут работать в обязательном порядке. В таком случае автовладелец получит уведомление о том, что заявление принято. А также сообщение о том, когда и где состоится осмотр автомобиля.

Да, пока этот сервис не предусматривает осмотра повреждений на удаленке. Это будет возможно, когда сами страховые компании разработают соответствующее программное обеспечение. Вот тогда действительно начнет действовать электронное урегулирование убытков после ДТП. Но это произойдет еще не скоро.

Согласно поправкам в закон, такое будет возможно только начиная с 1 января 2025 года. А пока - это личные инициативы и возможности страховых компаний.

Еще одна новация, которая сильно перетряхнет страхование по ОСАГО, - это краткосрочные полисы.

Напомним, сейчас можно по ОСАГО застраховать машину на год. При этом ограничив период использования автомобиля. Однако депутаты посчитали, что необходимо ввести краткосрочные полисы. Чтобы водитель мог застраховать автомобиль на день, неделю, месяц...

Российский союз автостраховщиков эту инициативу поддерживает, сообщил Евгений Уфимцев. Действительно, есть проблемы с краткосрочным страхованием. Особенно тех автомобилей, которые используются в такси.

Действительно, такси считается самым аварийным транспортом. Но если пересчитать на километры пробега, то все получается не так уж печально. А у автомобилей такси очень большой пробег. В десятки раз превышающий пробег обычной легковушки частного собственника. Отсюда и высокий риск попадания в аварию.

Но зачастую одну машину такси использует не один водитель. В общем, краткосрочная страховка в данном случае сможет снизить нагрузку на владельца таксопарка.

Новация, которая сильно перетряхнет страхование по ОСАГО, - это краткосрочные полисы, но соответствующий закон пока не принят

С момента вступления в силу ОСАГО прошло 20 лет. Интересно: то, что планировалось изначально, практически не реализовано. Зато реализованы самые фантастические идеи, которые в 2003 году никто даже представить себе не мог. Как вспоминал один из основателей ОСАГО Игорь Жук, изначально шли споры, когда появится свободный тариф на эту страховку. Говорилось о том, что это возможно и через пять, и через семь лет. Однако прошло 20 лет, но свободный тариф так и не появился. Зато появился электронный полис.

По словам Евгения Уфимцева, сейчас на 40 миллионов договоров ОСАГО приходится всего лишь 200 тысяч бланков полисов, заказанных в Гознаке. То есть абсолютное большинство полисов оформляется в электронном виде.

Кроме того, никто не мог представить, что появится возможность установить, какие повреждения получил автомобиль, и во сколько это может обойтись в рублях. Это уже работает. А в 2025 году будет работать повсеместно.

Появились справочники средней стоимости запчастей и работ, которые обновляются раз в квартал. Чтобы страховщики не имели возможности без оснований снижать стоимость восстановительного ремонта автомобиля. В общем, ОСАГО обросло за 20 лет большими подробностями и нюансами. Однако самый простой вопрос - свободный тариф - так и остался нерешенным. Хотя казался самым простым.

Да, стоит напомнить о фотовидеофиксации не застрахованных по ОСАГО машин. Сейчас, по словам Евгения Уфимцева, техническая сторона вопроса уже проработана. Ошибок быть не должно.

Однако остаются правовые вопросы. Например, проезд спецтранспорта.