МОСКВА, 1 июня. /ТАСС/. Служба главного финансового уполномоченного выявила более 20 видов недобросовестных практик, которые финансовые организации использовали в 2022 году, сообщил главный финансовый уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг Юрий Воронин в ходе презентации годового отчета службы.
"В целом в 2022 году мы зафиксировали более 20 видов недобросовестных практик, которые использовали финансовые организации. Мы, безусловно, принимаем меры, мы не просто их фиксируем, мы выносим решения с учетом этих практик, направляем эту информацию Банку России как регулятору", - сказал он.
По словам Воронина, среди распространенных практик у кредитных организаций - взимание ими комиссии за подключение к программе коллективного страхования, кратно превышающей сумму страховой премии. Например, когда страховая премия составляет 20 тыс. рублей, а комиссия - 480 тыс. рублей. Финомбудсмен отметил и практику списания кредитной организацией денежных средств, полученных потребителем в результате некорректного расчета кредитной организацией кросс-курсов валют, как "неосновательного обогащения". А также предоставление кредитными организациями в составе якобы дополнительной услуги, предлагаемой при заключении кредитного договора, непродовольственного товара, возврат которого не допускается.
Среди недобросовестных практик у микрофинансовых организаций (МФО) - навязывание допуслуг при предоставлении займа, в случае отказа от которых сумма предлагаемого займа существенно уменьшается. А также взимание с потребителей комиссий за стандартные действия кредитора, необходимые для предоставления займа. У страховых организаций - это установление длительного (до 90 дней) срока восстановительного ремонта застрахованного по договору КАСКО транспортного средства мелким шрифтом в заявлении о наступлении страхового случая, а не в договоре страхования. А также практика, при которой экономическая (расчетная) полная гибель транспортного средства расценивается страховщиками как основание прекращения договора ОСАГО.
Согласно отчету финансового уполномоченного, в 2022 году службой было принято более 104 тыс. решений на общую сумму 3,4 млрд рублей, которые были присуждены на выплаты в пользу потребителей.