Что для Тополево хорошо, то Новому Устью беда! – Наталья Фомина
Почему жители севера Хабаровского края разочарованы выборными главами поселений. В Охотском районе Хабаровского края на общественных слушаниях местные жители пришли к выводу, что назначенный в село специалист из района лучше справится с решением их проблем, чем выборный глава поселения. Аргументами в пользу неожиданного суждения сельчан поделилась с корреспондентом портала PROkhab.ru Наталья Фомина, председатель Собрания депутатов Охотского муниципального района. Специфика районов севера Хабаровского края определила общее настроение, с которым прошли общественные слушания по поводу создания первого в регионе муниципального округа. Неразвитая инфраструктура, низкая плотность населения и малая численность обитателей большинства сел стали факторами, которые снижали эффективность выборных глав поселений. Местные жители на собственном опыте убедились, что в глубинке вся широта полномочий сельской головы остается лишь красивыми словами на бумаге. — Я общалась со своими коллегами, депутатами. Среди них есть разные мнения. Например, Наталья Шумакова, депутат от пос. Тополево, где 12 тысяч населения. Она считает, что не нужно отрывать власть от сел-поселков. И при этом совсем не знает специфики родного края. Ну как можно пригородный Тополево сравнивать с Охотском? Во всем Охотском районе живет всего 6 тысяч 38 человек, это половина Тополевского населения. Совсем другая специфика, растянутость на тысячи километров, микроскопический бюджет, а каждый выезд главы из села – только вертолетом, ну, или по зимнику. Есть поселения, где живет по 100 человек, по 40 человек, 400, 360. Что может решить глава такого поселения? В реальности у них никаких возможностей. У нас в Охотском районе хоть шесть тысяч человек, а у соседей и того меньше, в Аянском и Тугурском по две тысячи, — посетовала в интервью корреспонденту PROkhab.ru Наталья Фомина, председатель Собрания депутатов Охотского муниципального района.Перед тем, как предложить внедрение в Хабаровском крае новой системы управления жизнью малых населенных пунктов, Наталья Андреевна изучила опыт других регионов, в которых подобные способы организации применялись уже по нескольку лет. Ей довелось лично пообщаться с простыми людьми из Заветинского и Белогорского районов Амурской области. Сельчане сказали, что нововведение позволило улучшить их жизнь. Позитивный отклик был получен и от других соседей, Приморского края и Сахалинской области. Везде оказалась одна причина разочарованности в выборной системе глав населенных пунктов – отсутствие реальной возможности решения проблем при формально широких полномочиях. В случае, если у штурвала оказывался человек безответственный, проблемы умножалась еще и бесконтрольностью этакого бугра на ровном месте. С самой распространённой отговоркой, которую слышали местные жители от главы поселения: «Езжайте по этому поводу в район, это не моя компетенция», оказалось легко покончить, посадив в каждом селе по одному представителю того самого района, в который раньше посылал сельчан их избранник. — Вот конкретный пример, наш пос. Новое Устье. Глава поселка имеется. И есть там базовое предприятие с техникой, способное решить проблему села. У главы в бюджете деньги на решение проблемы есть. Но дороги просто до безобразия разбиты. Мы ему говорим: почему не делаешь ничего? Есть же у тебя в дорожном фонде средства. Но нет контакта у главы поселка с предприятием, есть конфликт. В результате мы слышим: я тут власть, вот когда директор этого предприятия ко мне явится на поклон, может, тогда и поговорим про дорогу. И как на такого короля воздействовать? Районная власть ни уволить его не может, ни в приказном порядке заставить, ничего с ним сделать не могли. 5-6 раз ездили в этот поселок, чтобы хоть что-то решить для населения, а сам глава кроме собственных амбиций ничего ни решать, ни делать не хотел. Ему и так хорошо, он в управление приходит, зарплата ему идет, — поделилась опытом Наталья Фомина.Председатель Собрания депутатов Охотского муниципального района при этом отметила, что в случае, когда сельчанам везло с выборами руководителя, ситуация становилась ненамного лучше. Добросовестный и инициативный человек из числа местных жителей даже после курсов повышения квалификации зачастую оказывался не способен соблюсти все бюрократические формальности, без которых любое расходование бюджетных средств превращается в преступление, которое обязательно изучит прокуратура. Ошибки глав небольших поселений много лет подряд стабильно улучшают статистические показатели надзорного ведомства в графе «борьба с коррупцией». Отсутствие правового и финансового сопровождения сделок приводит к параличу власти в селе, где таких специалистов попросту не существует, а единственный способ оперативно добраться до «Большой земли» для сельского головы — вертолёт. — Народ на общественные слушания в поселках приходил массово, во многих местах множество нерешенных проблем. По ФАПам, по благоустройству. В селе Резиденция на сегодняшний день прописаны 40 человек. Не 40 тысяч, а просто сорок. Где вы там специалиста возьмете? А глава села должна соблюдать при закупках и все те же правила, что и мэр крупного города. Закон на всех один. Там и депутатский корпус в селе уставом предусмотрен, и администрация из трёх человек, а она на самом деле там одна-одинешенька бьётся, как рыба об лед. Что она может сделать с дорогами и освещением в селе? Ничего, — подметила Наталья Фомина.Созданный по решению Хабаровской краевой думы муниципальный округ объединит 8 поселений и сам Охотский район в одно муниципальное образование с единым для всей территории органом местного самоуправления. В каждом селе, на месте местной администрации в будничном режиме будут работать люди, представляющие районную администрацию. Часть этих специалистов предполагается нанять из числа нынешних глав поселений, но уже известно, что некоторые из них в силу почтенного возраста собрались перейти в разряд пенсионеров. Районных специалистов на местах освободят от множества бюрократических забот финсово-правового характера, вопросы конкурсных закупок и прочих бюджетных трат предполагается решать централизованно. — В маленьких поселениях, в маленьких районах всё совсем по-другому. Глава района сам по себе тут максимально доступный человек, я с ним ездила по всем селам, уже кажется, каждого жителя в лицо знаю, настолько тут народу то мало. И если глава нашего района приедет и ему кто-то скажет: я пришел к специалисту, а он меня отфутболил, не решил вопрос, глава района будет вправе взыскать с подчиненного, вплоть до увольнения. Так оно и будет, но сейчас-то не так. Поэтому то люди на местах и одобрили новые правила, — объяснила Наталья Фомина.Председатель Собрания депутатов Охотского муниципального района отметила, что в районе понимают ответственность, которую они взяли на себя своей инициативой. Чтобы первопроходцы не получили негативного результата, экономить на фондах заработной платы в переходный период они не намерены. С сокращениями не торопятся потому, что нужно максимально мягко перейти на новую форму управления. Все эффективные работники поселковых администраций остаются на своих местах до полной отладки новой системы. Предполагается, что в дальнейшем высвободятся в первую очередь бухгалтеры, но и им безработица не грозит. В малых населенных пунктах острая нехватка толковых специалистов, поэтому Наталья Фомина уверена, что освободившимся конторским служащим найдется применение.