Призыв Минфина и ЦБ вкладываться в программу долгосрочных сбережений нашел понимание у депутатов
Новый инструмент накоплений — часть Стратегии развития финансовых рынков до 2030 года. Он должен заработать с 2024-го. По задумке Минфина и ЦБ, программа долгосрочных сбережений (ПДС) позволит гражданам сохранить средства на непредвиденные ситуации и добавит денег на пенсии. Участие добровольно.
Предлагается заключить договор с операторами-НПФ, которые будут управлять вашими деньгами. Туда можно направлять добровольные взносы, а также средства с накопительной части пенсии, которая не пополняется с 2014 года.
Преимуществами называют то, что с дохода от инвестиций не будут взимать НДФЛ, за взносы предусмотрен налоговый вычет до 52 тысяч рублей, государство добавит денег тем, кто присоединится к программе в первые годы. Тут все зависит от размера зарплаты: чем меньше доход, тем больше в процентном соотношении помогут.
В нормах много нюансов и условий, которые с ходу усвоить довольно сложно. Даже в НПФ подчеркивают, что законопроект довольно сырой. Необходимо еще многое обсудить. Так что наверняка к окончательному чтению что-то поменяется.
Возникает вопрос: зачем понадобился именно такой механизм? Все дело в том, что правительство ищет деньги, которые будут работать долго. Комментирует заместитель председателя совета Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Александр Зарецкий:
Александр Зарецкий заместитель председателя совета Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов «Выгода государства заключается прежде всего в том, что любому государству, в том числе и нашему, нужны длинные инвестиции, то есть длинные деньги в экономику. У нас какое-то время был достаточный объем денег, который мы привлекали из теперь недружественных стран. Эти деньги ушли, их нужно чем-то замещать. Практически 40 трлн рублей лежат у людей на депозитах. Хотя бы часть этих денег могла бы стать очень хорошим инвестиционным инструментом, который мог бы инвестироваться «в длинную» в экономику нашей страны, заместить те деньги, которые из нее ушли».
Насколько это выгодно самим налогоплательщикам? Россияне традиционно с недоверием относятся к новостям о пенсионных накоплениях. Заместитель директора Института социальной политики НИУ ВШЭ Оксана Синявская считает, что ПДС вряд ли составит конкуренцию привычным способам сбережений. У большинства россиян хоть каких-то значительных сбережений и вовсе нет, зарплаты не позволяют откладывать много на черный день.
Оксана Синявская заместитель директора Института социальной политики НИУ ВШЭ «Здесь всегда будет приоритет: либо хранение наличности, либо вклады в наиболее крупных банках с государственным участием. Те, у кого ресурсов много, кто может делать действительно значительные сбережения, как правило, используют уже другие инструменты, которые дают им большую доходность: инвестиционные счета и другие операции, более рискованные, но и более доходные. Это очередная — третья или четвертая за последние годы — попытка Минфина сделать что-то с замороженными обязательными пенсионными накоплениями».
Чем может привлечь ПДС? Например, возможностью вывести деньги при особых жизненных ситуациях: болезнь, покупка первого жилья, потеря работы, говорит Синявская. Аналитики называют разные цифры того, сколько человек могут присоединиться к новой программе. Самые оптимистичные — 15 млн. Но чаще всего — 2-3 млн.