Забастовка или горячая встреча с руководством? УАЗ оказался в центре внимания СМИ
В соцсетях появилось видео, на котором, как утверждается, работники УАЗа бастуют из-за низкой зарплаты. Местные СМИ сообщают, что 17 мая около 16:00 рабочие нового конвейера на предприятии, примерно 50 мужчин в спецодежде, остановили работу целой линии по производству «Патриотов».
Как рассказывают ульяновские издания, четыре-пять зачинщиков начали кричать, высказывали требования повысить им зарплату. К ним, как утверждается, вышел гендиректор УАЗа Алексей Спирин и пообещал, что с июля уровень оплаты повысится на 12%.
О том, что еще известно о ситуации, рассказывает независимый юрист из Ульяновска Константин Толкачев:
Константин Толкачев независимый юрист из Ульяновска «Ситуация на Ульяновском автомобильном заводе на уровне слухов существует уже несколько месяцев. Несмотря на то что в последнее время завод получил достаточно большой объем заказов и можно сказать, что предприятие загружено, слухи о финансовом обеспечении работников так или иначе шли по Ульяновску. Мы видим, как в телеграм-каналы и социальные сети пробралась информация о том, что сотрудники одного из цехов собрались, чтобы выразить свое недовольство. Руководство предприятия поспешило опровергнуть эту информацию, заявив, что это была рядовая встреча, просто она была на повышенных тонах. На самом деле повышенные тона имели место и полностью соответствуют действительности, по крайней мере, по моей информации, по моим источникам. Есть сведения о том, что заработная плата на предприятии остается ниже среднерегиональной. Это 17-20 тысяч рублей или немного больше. И это на фоне происходящей в регионе большой политики: региональное руководство заявляет, что стремится к повышению зарплат в Ульяновской области, поскольку регион остается одним из самых малоуспешных в этой части в Приволжском федеральном округе. Уже прокуратура Засвияжского района, где расположен завод, поспешила выехать на место, она проверяет и анализирует информацию».
По словам пресс-службы УАЗа, такие встречи с руководством проводятся еженедельно. Но сотрудники говорят, что это не так. О вчерашней встрече работники просили давно. На ней обсуждались разные вопросы, в том числе и по повышению зарплаты. Как пишет портал 73online.ru, гендиректор завода Алексей Спирин пообещал работникам, что с июля уровень оплаты повысится на 12%. Business FM поговорила с одной из сотрудниц УАЗа Марией:
— Да, фактически была забастовка. Ну, если называть ее своими именами, то будут наказания тогда, поэтому руководство ее обозначило как встречу с коллективом.
— А то, что они говорят, что эти встречи регулярно проводятся?
— Нет, 16 числа пригласили руководство, потому что накопилось много вопросов, как раз о наболевшей заработной плате, грейдов, пришлых рабочих, у которых другая оплата. Подготовили обращение за подписью всех конвейеров — производства, сборки и сдачи автомобилей, в 10-дневный срок он якобы его рассмотрит, и 1 числа еще одно собрание.
— Что это за требования, что нужно сотрудникам?
— У нас грейдовая система оплаты труда, каждый грейд определяет сложность и уровень выполняемых работ. В общем рабочие выпустили такую просьбу, чтобы слесарям на конвейерах установили 5-й грейд согласно нагрузкам и сложности выполняемых работ, тарифную ставку подняли до 110 рублей, сейчас она составляет 97 рублей на 5-м грейде. И чтобы в пункте в коллективном договоре, касающемся индексации, убрали оттуда формулировку «финансовые возможности».
— Звучали оценки, что средняя зарплата около 17 тысяч рублей. Какие сейчас средние зарплаты? Я понимаю, что там все зависит от грейда, от той или иной квалификации.
— От категории зависит. С учетом того, что у нас сейчас малое количество рабочих дней, то праздничные дни, то корпоративные отпуска выпадали, в среднем 27-31 — это у слесарей 6 категории. Ребята, у которых ниже категория, меньше зарплата. Хотя рядом с нами работают ребята, которые оформляются через какие-то фирмы, якобы временные рабочие, у них зарплаты в районе 50.
— 24 тысячи пусть будет средняя. Насколько это маленькая месячная зарплата у вас в регионе?
— Если учесть интенсивность нашей нагрузки на рабочих местах, это маленькие зарплаты, и 30 тысяч маленькая. То есть в сравнении, если брать с другими крупными предприятиями, нигде такой зарплаты нет.
— А на жизнь хватает как-то?
— Кредиты, как у всех.
— Производственный цех как-то ущемляют в отличие от других цехов? Или там люди более прилежные?
— Нет, я насколько знаю, недавно такой же вопрос поднимался на сварке, у рихтовщиков. Буквально все написали заявления на увольнение, им присвоили 5-й грейд. Нам непонятно одно, план выполняется, он не падает, собираем много автомобилей, автомобиль дорожает. Где деньги, непонятно.
— Индексацию обещают, да, в июне месяце на 12%?
— Это сказали не индексация, а просто повышение. Я насколько знаю, буквально сегодня сказали, с ленты семь человек увольняется. Через отдел кадров никто не устраивается, приходят студенты на два месяца.
На сайте УАЗа в разделе «вакансии», например, «аккумуляторщику» предлагают зарплату от 22 тысяч в месяц, «инженерам-конструкторам» — от 30 тысяч, «рихтовщику кузовов» — от 32 тысяч.