Войти в почту

Законопроект о повышении налогов для релокантов доработают

Пока неочевидно, кто попадет под ставку подоходного налога в 30%. В первом, уже отозванном варианте правительственного законопроекта говорилось, что это будут специалисты, находящиеся за рубежом и заключившие с российскими работодателями договоры гражданско-правового характера. Но документ на доработке. И нельзя полностью исключать того, что в новой редакции повышение налогов затронет всех, кто перебрался в другую страну, но продолжает работать на российскую компанию.

Законопроект о повышении налогов для релокантов доработают
© BFM.RU

О возможных последствиях рассказывает программист и IT-предприниматель Евгений Пятковский, переехавший из России в Казахстан:

Евгений Пятковский программист и IT-предприниматель «Сейчас с российскими работодателями очень невыгодно работать — курс доллара очень низкий в России. Соответственно, гораздо выгоднее в других странах. Тем не менее, если заказчики все-таки есть и российские, в этом случае лучше все через крипту. С криптовалютой нет проблем. На самом деле вариантов много, никакие компании-посредники не нужны. Что касается повышения налогов: хорошо, повысят, вообще все уйдут, будут чисто «в черную» работать. Что я буду делать? Не буду вообще с Россией работать».

Сам вопрос, какими налогами в России должны облагаться доходы заграничных сотрудников, не такой уж простой. Многое зависит от того, является ли работник налоговым резидентом России. Если человек провел на территории РФ 183 дня в течение последних 12 месяцев, то он резидент. Если меньше, то, соответственно, нерезидент. Есть еще такое понятие, как центр жизненных интересов. Если упрощенно, это та страна, где у человека есть семья, имущество и где он получает большую часть своих доходов. Но в российском Налоговом кодексе это никак не прописано. По словам юристов, вопрос о центре жизненных интересов возникает редко. Обычно когда нужно выяснить, в каком из государств с соглашением об избежании двойного налогообложения должен платить налоги человек, живущий на две страны.

Нерезидент платит в российскую казну НДФЛ в размере 30% от доходов, полученных от российских источников. Но есть много исключений. Зарплаты под это не попадают. Здесь резиденты и нерезиденты равны в своих правах — их трудовые доходы в России облагаются одними и теми же налогами.

При этом зарплаты живущих и работающих за границей нерезидентов, даже если их платит российский работодатель, считаются полученными из источников за пределами России. Это следует из полученных Business FM в прошлом году разъяснений ФНС. Соответственно, подоходный налог с зарплат таких работников в России платить не надо. Продолжает партнер компании Taxadvisor Дмитрий Костальгин:

Дмитрий Костальгин партнер компании Taxadvisor «По Налоговому кодексу РФ, статья 208, если сотрудник, работающий по трудовому договору, физически находится за пределами РФ и выполняет свои трудовые обязанности вне территории, этот доход признается полученным за пределами РФ. Соответственно, российская компания этот налог не уплачивает. Но при этом нужно отметить, что сотрудник не освобождается от уплаты этого налога, потому что у него, скорее всего, возникнет обязанность уплатить этот налог на той территории, где он фактически осуществляет свои трудовые обязанности».

Многие россияне, уехавшие из страны весной прошлого года, статус налогового резидента России уже потеряли. Но есть мнение, что российские работодатели по старинке продолжают платить за них подоходный налог, хотя на самом деле могли бы этого и не делать. Но если в России будет принят закон о том, что такие доходы тоже будут считаться полученными от российских источников, платить будет нужно. И не исключено, что по ставке выше той, что действует сейчас.

При этом налоговики смогут сами найти тех, кто попадет под налоговые новации, считает партнер юридической компании «МЭФ Legal» Александр Ерасов:

Александр Ерасов партнер юридической компании «МЭФ Legal» «Как налоговые органы проверяют, человек находится в России или не в России? Путем обмена информацией с пограничными службами. Это возможно. Но при этом кампании по массовому контролю огромного числа физических лиц, которые перемещаются между разными странами, в настоящий момент не наблюдается. Сейчас такой контроль ведется только в отдельных случаях, когда проверяются отдельные физические лица. Есть такие способы, есть технические возможности, но массового характера пока такой контроль не носит».

В общем, ситуация подвешенная. Ни сами российские работодатели, ни их зарубежные сотрудники пока не понимают, сколько налогов и за кого придется платить в России. А платить, если будет принято решение, придется, потому что за налоговые преступления в России предусмотрена ответственность вплоть до уголовной.