Диагноз: оптимизация!
Прежде это было свойственно странам так называемого третьего мира. Однако теперь эта беда доползла и до Европы, не миновав и Россию.
По данным наших экспертных структур, численность медперсонала российских госклиник в прошлом году уменьшилась на 50 тыс. человек, из которых почти 10 тыс. - врачи, а остальные - средний медперсонал. При этом сокращения и увольнения продолжаются.
«Лучшие в мире системы здравоохранения подводят своих пациентов» - эта публикация агентства Bloomberg приводит критический анализ провалов европейских медицинских систем. Здравоохранение в Европе столкнулось с системным кризисом, который требует серьезной реформы, отмечают авторы доклада из Европейского бюро ВОЗ.
И на этом тревожном фоне именно дефицит кадров многие считают едва ли не главной проблемой. Но проблема эта не сама собой возникла, в нашей стране она вполне рукотворная. «Сокращение медицинских специалистов мы наблюдаем последние десять лет, с момента принятия майских указов, - утверждает глава профсоюза медработников «Действие» Андрей Коновал. - Указами была поставлена задача повышения кадрового потенциала отрасли, но на протяжении всех лет шло сокращение численности врачебного и младшего медперсонала. Единственное исключение - 2020 год, когда ввели ковидные доплаты и начали расширять штатное расписание».
Сообразив, что выполнить требования указов возможно, лишь серьезно перестроив работу отрасли и значительно увеличив финансирование здравоохранения, а это для них неподъемно, господа чиновники предпочли самый легкий и примитивный путь, который назвали оптимизацией. Это когда из двух «штатных единиц» делают одну и у оставшегося врача зарплата повышается вдвое. И ничего не надо выдумывать!
«Лишних» сотрудников либо увольняли, либо переводили на должности уборщиков и санитаров, что для некоторых специалистов выглядело весьма оскорбительно. И они увольнялись по собственному желанию. Так был включен механизм сокращения кадров.
«Оптимизация бюджетной сферы на 4 процента в реальных ценах привела к губительным последствиям - дефициту врачей и медсестер, - подчеркивает ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова. - С 2012 года было сокращено 46 тысяч врачей и 160 тысяч стационарных коек по всей стране. Результат - повышение смертности в пандемию за счет пациентов с другими заболеваниями».
Не в последнюю очередь в результате такой оптимизации Россия по расходам стран мира на здравоохранение оказалась на 121-м месте (из 181 места)! Дооптимизировались, однако!
Лаврентий Павлов.
Фото: Pixabay.com