Войти в почту

В Госдуме предложили извещать о выдаче кредитов через портал госуслуг

В Госдуму внесен законопроект, предлагающий обязать банки уведомлять через портал госуслуг граждан о выданных на их имя кредитах. В случае принятия предложения появится своего рода система "Электронный страж": гражданину сообщат, что у него намечаются финансовые проблемы. Вдруг он не знает.

В Госдуме предложили извещать о выдаче кредитов через портал госуслуг
© Российская Газета

С законодательной инициативой выступила группа депутатов Госдумы. Цель проекта - защитить граждан от мошенничества. По нынешним временам человек вполне может оказаться в должниках, не ведая того. Мошенники не дремлют. В отличие от граждан.

"Согласно социологическим опросам, проведенным в 2022 году, 5% граждан находили при проверке кредитных историй мошеннические кредиты, взятые на свое имя. В Москве и Московской области таких граждан было 8%", - сообщают разработчики проекта.

Они напоминают, что онлайн-займы оформляются без личного участия заемщика. Достаточно предоставить паспортные данные, номер телефона, электронную почту. Но при этом мошенникам, чтобы записать человека в должники, не нужно красть у жертвы весь этот набор. Для аферы им хватит только чужих паспортных данных. "Телефонный номер и адрес электронной почты в таких случаях оформляются на третье лицо, которое никак не связано с заемщиком", - поясняют разработчики.

В таких случаях, продолжают авторы законопроекта, человек, на имя которого выдан кредит, не имеет никакой возможности узнать об этом и вовремя принять необходимые меры. В какие проблемы потом это выльется, говорить не надо.

"В этой связи необходимо обеспечить возможность для граждан оперативно получать информацию о взятых на их имя кредитах, - полагают разработчики документа. - В соответствии с данным законопроектом, кредитные и микрофинансовые организации будут обязаны уведомлять граждан о том, что на их имя был оформлен договор о потребительском кредите или микрозайме".

Это уведомление должно быть отправлено в личный кабинет портала госуслуги.

Напомним, в информационной системе арбитражных судов существует система "Электронный страж", который уведомляет подписчиков о поданных против них исках. В юридическом сообществе надеются, что со временем нечто подобное появится и в судах общей юрисдикции. Если же будет принят внесенный сейчас в Госдуму проект, то на портале госуслуг появится система, которую можно будет назвать "Финансовый страж". В идеале, конечно, уведомлениям стоило бы приходить еще до того, как деньги выданы. Но как в итоге получится и получится ли, посмотрим.

В любом случае, если человек на деле кредит не брал, долг с него должны списать. Банк же, не проявивший достаточной осмотрительности, обязан компенсировать человеку убытки. В том числе моральный ущерб.

Согласно правовым позициям Верховного суда России, банки как профессиональные участники должны принимать повышенные меры предосторожности при выдаче кредитов дистанционным способом. Недавно он направил на новое рассмотрение дело о признании недействительным кредитного договора, заключенного через мобильное приложение. Изначально нижестоящие инстанции в том деле отклонили мольбы человека и признали за ним долг. Хотя "должник" обращал внимание на странные обстоятельства: "сделка" произошла в подозрительное время - с 4 до 5 утра, а полученные от банка 480 тысяч рублей тут же переведены на счета третьих лиц. Верховный суд страны обязал еще раз рассмотреть это дело и прислушаться к доводам гражданина.

Банки обязаны проявлять повышенную бдительность при выдаче гражданам онлайн-кредитов

В свою очередь, Второй кассационный суд общей юрисдикции при рассмотрении похожего дела обратил внимание на другое обстоятельство. От лица некой жительницы столицы был получен кредит на сумму более 830 тысяч рублей. Деньги сразу были переведены на какой-то сомнительный счет и тут же растворились. Кассационный суд подчеркнул, что в данном случае факт подачи заявки на получение клиентом кредита и незамедлительная выдача банку распоряжения о перечислении кредитных денежных средств в пользу третьего лица должны были вызвать определенную настороженность у банкиров. А значит, все надо было перепроверить.

Ведь в обычной ситуации, если человек берет кредит, он оставляет деньги на своем счету. И они там лежат какое-то время. Если же он сразу переводит какому-то продавцу, то в честной ситуации мотивы, как правило, прозрачны. Допустим, деньги ушли в автосалон. Распознать же сомнительную ситуацию для профессионала не составляет труда. Поэтому система уведомлений выгодна не только гражданам, но и банкам. Потому что будет шанс вовремя остановить ненужный процесс.

Еще один правовой момент: если гражданин заблокирует сим-карту, а мошенники на нее получат кредит, отвечать должен сотовый оператор.