Минфин предложил механизм расчета единократного взноса от бизнеса в бюджет
Минфин внес некоторую ясность, как будут брать взносы с бизнеса. Власти посчитают разницу между доходами в 2020 году и в последние два года — это и станет базой для сбора. Но в Минфине по-прежнему не сообщили, каких отраслей это коснется. Между тем РСПП публично отреагировал на идею собрать с бизнеса 300 миллиардов рублей сверхдоходов.
Судя по заявлениям Александра Шохина, бизнес бы предпочел, чтобы государство поскорее определилось с суммой разового платежа, с тем, с кого он будет собран, и с тем, как это будет сделано. Потому что, как сказал глава РСПП, аппетиты Минфина растут. Сначала речь шла о 200 миллиардах рублей, потом о 250, теперь — о 300. И не исключено, что с каждым месяцем дискуссии будут дополнительно прибавлять еще по 50 миллиардов, а может, и по 100. Впрочем, слишком уж быстро решить вопрос не получится. Государство сначала посчитает разницу между финансовыми результатами компаний в 2021 и 2022 годах по сравнению с 2020 годом. И уже с этой разницы возьмет с бизнеса деньги. Но в любом случае придется подождать до марта, потому что раньше данные не появятся, заявил Business FM Александр Шохин:
Александр Шохин президент Российского союза промышленников и предпринимателей «Нам надо получить сначала данные за 2022 год. Они раньше начала марта не появятся. Поэтому мы рассчитываем, что мы в середине марта будем расчеты иметь только. И только после этого надо будет запускать этот процесс, вносить поправки в Думу, цифры как-то определять и так далее. По базовым подходам мы более-менее имеем понимание, но это пока еще академическая дискуссия в том смысле, что пока нет цифр конкретных с отчетностью за 2022 год (мы решили опираться на финансовую отчетность ФНС). До этого нам просто трудно переложить эти все наши договоренности принципиальные на язык цифр».
Зато, как сказал Шохин, с государством удалось договориться, что этот платеж будет обязательным. Об этом просил бизнес: одно дело внести деньги и потом опасаться санкций, а другое — заплатить по закону. И явно неплохие для делового сообщества новости пришли из Минфина. По словам Антона Силуанова, из облагаемой базы, возможно, вычтут капитальные затраты.
Понимать это, вероятно, стоит так. Допустим, какая-то компания получила в последние годы на миллиард рублей больше, чем раньше. Но половину потратила на модернизацию. Или же ей из-за санкций пришлось вложить в свою IT-структуру, потому что прежняя была основана на западных решениях, а в это действительно в 2022-м инвестировал бизнес. Значит, по идее, заплатить налог придется только с оставшихся полмиллиарда. Впрочем, не всем в последнее время было до капвложений. Комментарий главы «НДВ Групп» Александра Хрусталева:
Александр Хрусталев глава «НДВ Групп» «В последний год отрасль и так достаточно серьезно пострадала. Приходится залатывать свои дырки, в основном распродавая имущество и сокращая активы, для того, чтобы хоть как-то дырки закрыть. То есть не было развития, было удержание, и это по отрасли. У кого там хотят собрать эти деньги — не знаю, кто что придумал. Ну а то, что они решили нефтяников освободить, — ну пять баллов, пускай они еще освободят все государственные корпорации, в которые вкидываются триллионы триллионов и еще будут вкидываться в неэффективные предприятия. Надо не пытаться собрать тех, кто еще шевелится как-то, хоть какие-то там остатки, а не тратить больше на неэффективные предприятия».
А заодно бизнесмен говорит, что, когда он сам отправляет деньги на помощь российской армии, он хотя бы понимает, на что они идут. А если их забирает государство, чьи расходы засекречены, то такого понятия нет. И, возможно, властям действительно стоило бы отчитаться, на что они хотят потратить собранные с компаний 300 миллиардов. Если, например, деньги уйдут на соцвыплаты, то, наверное, можно и не делать из этого секрет. Зато Силуанов подчеркнул, что взнос будет однократным. Но добавил, что в текущем году. И действительно: что будет в следующем, вряд ли стоит сейчас загадывать.