Как правильно оформить работу на удаленке
Вслед за словами «пандемия» и «локдаун» в наш лексикон пришел ранее малознакомый термин «удаленка», или «дистанционная работа». Для многих компаний такой формат оказался даже удобней и экономически выгоднее, чем очная работа в офисе. После начала специальной военной операции некоторые россияне переехали за границу, но продолжают работать оттуда дистанционно, получая зарплату из России. Такая ситуация у многих вызвала осуждение, поэтому для людей, оставивших страну в трудную годину, предлагают ввести повышенные налоги. Над такими законодательными инициативами уже работают депутаты и сенаторы, в Минфине пока взвешивают предложение законодателей. «Парламентская газета» между тем решила напомнить, что такое удаленка с точки зрения закона, как работодатель может отправить сотрудников на дистант и на какие детали следует обратить внимание при оформлении трудового договора.
Судьба нерезидента
Идею повысить налоги для соотечественников, покинувших страну, но продолжающих получать зарплату в российских компаниях, парламентарии впервые высказали в середине декабря. В «Единой России» подготовили законопроект, по которому налоговые нерезиденты не смогут заключать трудовые договоры об удаленной работе по ряду специальностей.
Налоговые нерезиденты — это люди, которые находились в России меньше 183 календарных дней в течение двенадцати месяцев подряд. Этот статус не зависит от гражданства. По действующим правилам нерезиденты должны платить подоходный налог не 13 процентов, а 30, к тому же они не имеют права на налоговые вычеты.
Новый всплеск интереса к теме вызвал недавний пост Вячеслава Володина в Telegram-канале. «До сегодняшнего дня уехавшие не только работают в российских компаниях на удаленке, но и пользуются всеми льготами, которые она им дает в соответствии с законодательством нашей страны. Правильно преференции для покинувших Российскую Федерацию отменить и ввести для них повышенную ставку налогообложения. Работаем над соответствующими изменениями в законодательство», — написал председатель Госдумы.
Не обошла стороной тему и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. На пресс-конференции 21 декабря она отметила, что законопроект об ограничении удаленки для нерезидентов не направлен на ущемление их прав. «Очень внимательно слежу за дискуссией по такому чувствительному вопросу и в обществе, и в социальных сетях. Конечно, избыток информации, что сейчас таким образом власть хочет наказать тех, кто уехал, покинул Россию в такой сложный, ответственный период. Идея такого закона не про это, это точно. Речь не идет ни о какой дискриминации, ни о каких нарушениях прав и свобод человека», — сказала Матвиенко.
Поправки, отменяющие налоговые преференции для зарубежных удаленщиков, работающих в российских компаниях по гражданско-правовым договорам, Госдума рассмотрит весной. Об этом заявил член Комитета палаты по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев. Он отметил, что парламентарии проработают эти инициативы совместно с Советом Федерации и Минфином. Кроме того, ожидается, что будут проведены консультации в Общественной палате.
По словам главы Минфина Антона Силуанова, нужно сделать так, чтобы налоги платились без создания негативных сценариев. Поэтому предложение депутатов взвешивается, и потом кабмин определится с мнением.
Осторожную позицию занял и глава Минцифры Максут Шадаев. Чтобы стимулировать возвращение в Россию уехавших айтишников, нужно отказаться от введения жесткого запрета на удаленную работу, заметил министр. Если его введут, сказал Шадаев на «правчасе» в Госдуме, это подтолкнет специалистов к скорейшему трудоустройству в зарубежные компании.
«Вместе с этим есть отдельные категории сотрудников, которые занимаются вопросами администрирования систем и имеют доступ ко всей начинке цифровых платформ, — уточнил министр. — К таким сотрудникам мы рекомендуем компаниям-работодателям внимательно присмотреться, чтобы не допустить утечку за рубеж важной информации».
По данным Шадаева, за недавние две волны эмиграции около ста тысяч IT-специалистов покинули в Россию. Но около 80 процентов из них все равно продолжают работать в российских компаниях, находясь в дружественных странах. Нетрудно подсчитать примерные суммы, которые утекают из страны ежемесячно в виде зарплат.
Должность на расстоянии
Дистанционная работа — это вовсе не «казацкая вольница», и отношения работника с работодателем следует зафиксировать юридически.
С 1 января 2021 года в трудовом законодательстве появились усовершенствованные нормы правового регулирования дистанционной работы. Установлено, что понятие «дистанционная работа» и «удаленная работа» — это синонимы, определились и с тем, кто такой «дистанционный работник» — это человек, выполняющий работу и взаимодействующий с работодателем не только с помощью интернета, но и по телефону, посредством SMS.
Удаленная работа бывает постоянной — когда работник все время работает дистанционно, временной — когда сотрудников отправляют работать домой на срок до полугода, и периодической — когда удаленка и работа в офисе чередуются. Также законодательством предусмотрена временная удаленная работа в опасной ситуации — из-за эпидемии, пожара или природной катастрофы.
При переводе на удаленку зарплату сотруднику снижать нельзя. Более того, для них будет действовать и прежняя система денежных поощрений, что и в офисе, напомнил член Комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Михаил Тарасенко.
Уволить сотрудника на удаленке за прогул в офисе нельзя, на этот счет есть определение Верховного Суда (№ 5-КГ19-106). Прочими причинами увольнения могут стать те же нормы, что действуют для обычных офисных служащих.
В то же время законным дополнительным основанием для увольнения считается переезд сотрудника в другую местность, где невозможно работать на прежних условиях. Помимо этого, трудовой договор с человеком может быть расторгнут, если «удаленщик» не выходил на связь с работодателем без уважительной причины более двух рабочих дней подряд. «Ведь это все равно, что прогул», — пояснил «Парламентской газете» Тарасенко.
«Правда, здесь может быть объяснение — интернет вышел из строя, телефон сломался. Все это проверяемо. И если в результате проверки выяснится, что все работало, была возможность выйти на связь, а человек просто игнорировал свою работу, тогда у работодателя действительно есть основания, чтобы воспользоваться своим правом на наказание вплоть до увольнения нерадивого работника», — уточнил депутат.
Документы по почте
На удаленку в российскую компанию нельзя принять человека, живущего за границей, но сотрудничать по гражданско-правовому договору можно (письмо Минтруда № 17-3/В-292).
Дистанционный формат работы можно оговорить в трудовом договоре, когда нового сотрудника принимают в штат организации, но можно записать в дополнительном соглашении к трудовому договору — если с удаленкой определились уже в процессе работы. Если сотрудников отправляют по домам в опасной ситуации, нужен соответствующий приказ руководителя организации.
Паспорт, трудовую книжку, военный билет, аттестат и прочие документы для трудоустройства дистанционный работник может представить в электронном виде.
При приеме на удаленку с работником заключают трудовой договор, в котором четко оговаривают место выполнения работы, способ взаимодействия с сотрудником, порядок вызова в офис и передачи отчетов о работе, а также режим рабочего времени.
Последний пункт очень важен. «Прежде всего человеку следует обратить внимание, что, если он работает на удаленке, это не значит, что у него ненормированный день. Его рабочее время, как и на рабочем месте в офисе, должно быть 8 часов. И у него должен быть обеденный перерыв. Поэтому, когда руководитель звонит в 10 часов вечера, уверенный, что находящийся на удаленке работник должен все время трудиться, это противоречит действующему законодательству», — отметил Михаил Тарасенко.
Все остальные моменты, добавил он, «достаточно четко прописаны, есть наработанная практика».
Компенсация за компьютер
Прежде чем переводить сотрудника на удаленку, работодатель обязан обеспечить его всем необходимым: компьютером, принтером, бумагой, программами и защитным софтом. Но работник может использовать и свое или арендованное оборудование и ПО. Тогда, согласно статье 312.6 Трудового кодекса, работодатель должен выплатить ему компенсацию, а также возместить расходы, связанные с использованием компьютера или принтера.
Порядок, срок и размеры возмещения определяются трудовым договором. Также параметры компенсации можно зафиксировать в коллективном договоре или локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения профсоюзной организации.
При отсутствии такого оборудования, а также невозможности перевести работника на удаленку сотрудника могут отправить в простой с оплатой двух третей тарифной ставки — по обстоятельствам, не зависящим от сторон.
«После того, как законодатели внесли и мы приняли поправки, связанные с удаленной работой, мы ожидали, что появятся какие-то новые проблемы. Но практика показала, что действующих норм Трудового кодекса достаточно, чтобы соблюдалось трудовое законодательство, соблюдались права работника, но и чтобы они не злоупотребляли своей удаленностью. Поэтому права работодателей в данном законодательстве тоже защищены», — подчеркнул Михаил Тарасенко.