Войти в почту

Можга пассажирская или решение о льготном лишении

31 октября Можга обратила на себя внимание сообщением о прекращении льготного проезда в общественном транспорте. Точнее, эту неожиданную новость изначально опубликовало руководство АО «ИПОПАТ» на одноименном сайте. На официальный запрос ИА «Сусанин» в адрес транспортного предприятия — почему принято такое несогласованное ни с кем решение – перевозчик не ответил, а посчитал, что нет необходимости дублировать информацию, и в канцелярской форме отослал опять-таки на свой сайт. Там, кроме общеизвестного факта, что с началом ноября в можгинских автобусах перестали действовать социальные проездные билеты и льготные транспортные карты, ничего объяснимого этому непопулярному решению найти не удалось (копия ответа на запрос прилагается).

Можга пассажирская или решение о льготном лишении
© ИА «Сусанин»

WJ3KhkYTl3K5WRUYPqOU-qre0s4_S39zWHryQMYPcyw2dKD5mii63DFhw-5DBbl1WwOFifJJAmxndURtwrEZL5Wl.jpg

Городские власти самостоятельно повлиять на перевозчика — не в состоянии. Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии отчиталось, что субсидии за пассажиров-льготников исправно в срок перечисляет на счёт АО «ИПОПАТ».

- Знаете, очень плохо, потому что много денег уходит. А проездных льготных нет. Вообще, законно ли у нас сняли? В Ижевске пользуются льготами.

- Сколько социальный проездной стоит? Ветеранский — 435 рублей, школьный тоже дешевле. Это накладно тем, у кого 3-4 детей.

- Льготы еще убрали у пенсионеров и многодетных. Ветеран труда, льготы убрали. Как быть многодетным, у кого по 3-4 ребенка? Это только в Можге, везде всё нормально.

— Вы сейчас без льготного проезда?

— Да, а я инвалид. Езжу из Красного посёлка на двух автобусах в больницу.

Все претензии можгинцы, естественно, адресуют в городскую администрацию. Там, в свою очередь, пытаются достучаться до руководства «ИПОПАТ», но пока безуспешно. Это транспортное предприятие вообще не заинтересовано оставаться на рынке пассажирских перевозок в Можге.

Ольга Семёнова, начальник отдела по жилищным вопросам и коммунальной инфраструктуре администрации МО «Город Можга»

— 5 апреля 2018 года состоялся открытый конкурс на право регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. В соответствии с 220-ым федеральным законом, перевозчик вправе самостоятельно устанавливать стоимость проезда, но при этом сохраняется право провозить льготные категории граждан. Согласно другому федеральному закону, перевозчику предоставляются субсидии на возмещение затрат за провоз льготных категорий граждан. Мы связались с министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии – там подтвердили, что соглашение подписано. Ни одна из сторон не нарушала действие данного соглашения. Ежемесячно АО «ИПОПАТ» предоставляло отчётные документы, и профильное министерство субсидировало им их затраты. Сказать однозначно, на каком основании АО «ИПОПАТ» приняло решение больше не осуществлять льготные перевозки, сказать не можем. При этом законодательно администрация Можги не может заставить перевозчика провозить льготников. «ИПОПАТ» ссылается на нормы закона. Но они нас даже не уведомили, об этом решении мы узнали от Миндортранса. После чего глава города написал обстоятельное обращение к руководству «ИПОПАТ» с просьбой возобновить льготный проезд с обоснованием причин. Город хоть и небольшой, у нас большое количество многодетных семей, и они из-за этого оказались самой ущемленной категорией граждан. Потому что дети активно передвигаются по городу, посещают различные центры дополнительного образования и спортивные секции. Для многодетных и малоимущих граждан оплата проезда – это большая статья расходов в бюджете.

Помимо «ИПОПАТ» в Можге по лицензии работает частный перевозчик ИП Кузнецов – в его автопарке числится 12 транспортных единиц, на городские маршруты выходят 6 микроавтобусов. Это более трети от общего объёма пассажирских перевозок.

Александр Кузнецов, руководитель ИП Кузнецов

— Ваш транспорт официально считается общественным?

— Нет.

— Льготный проезд не действителен?

— Действителен. Мы пошли навстречу администрации города и сделали для льготников проезд бесплатным.

— Достаточно предъявить документ о наличии льготы?

— Да, совершенно верно.

— «ИПОПАТ» собирается уходить. Каков ваш прогноз? Вы со своим автопарком явно не справитесь.

— Готов к приобретению нового транспорта. Планируем 10 единиц автобусов среднего класса.

Мы на камеру сравнили загрузку пассажирского транспорта. В частных микроавтобусах проезд дешевле, но и попасть в салон не так просто. Желающих сэкономить — немало, да и нечасто курсируют маршрутки, что особо проблематично для мерзнущих горожан на остановке.

— Скажите, проблема с льготным проездом возникла?

— Мы возим, не отказываем в проезде. Мы их так везем, бесплатно.

В автобусах «ИПОПАТ» пассажирам не так тесно — бывают даже свободные сидячие места. Два основных минуса — отмена льготного проезда и движение не по расписанию.

— Жду 7 автобус, ходит редко. Целый час ждём.

— Расписания разве нет?

— По расписанию не всегда бывает. Один автобус

— Полчаса уже стоим, без расписания наугад.

— Говорят, ещё хуже будет. На работе сказали, что редко ходит автобус. Вот я и жду минут 40 уже.

— Двойка раньше так не ходила. Целый час нужно ждать. Дети ездят в кружки из Красного поселка. По полчаса мерзнут. Очень плохо стали ходить автобусы.

— Как пассажиры реагируют на отмену льготного проезда?

— Не согласны. У нас перед каждым автобусом маршрутки ездят. Они стараются туда сесть, а там битком. Они деньги собирают в карман, разве это нормально?

По информации из можгинской администрации, состояние автобусов зачастую не позволяет соблюдать график движения — устаревшая техника требует регулярного ремонта и финансовых вложений. «ИПОПАТ» несёт затраты, а пассажиропоток не приносит тех денег, которые изначально ожидались. Вероятно, по этой причине и было принято решение о сокращении всего автопарка в Можге. Руководство «ИПОПАТ» уже официально оповестило всех своих сотрудников.

— Вы слышали о предстоящем сокращении водителей в «ИПОПАТ»?

— Сокращают нас, ничего не говорят.

— До конца января работаете ещё?

— Заставили работать, да.

— Какие планы потом?

— На биржу, куда ещё.

— Нам сказали, что долгов море. Скорей бы закрыли. За Газелью ездим пустые, он за деньги возит, мы так. Водители уходят тихонько. Уведомления есть, написали заявления. Трофимов — мэр Можги — в Ижевск ездил, как-то договорились.

Ольга Семёнова, начальник отдела по жилищным вопросам и коммунальной инфраструктуре администрации МО «Город Можга»

- Мы обязаны теперь выходить на торги. В каком виде они будут проходить – в форме электронного аукциона или открытого конкурса, мы ещё решаем. Но склоняемся к открытому конкурсу, потому что там больше требований к перевозчику. Это право муниципалитета, выставить свои требования. Должен быть автопарк с подтвержденным классом автобусов. Мы можем заявить обязательным требованием наличие системы кондиционирования, цвет общественного транспорта и так далее. Работодатель выдал своим работникам уведомления о том, что их последний рабочий день — 31 января 2023 года. Поэтому к этому времени конкурс на перевозки уже будет проведен.

Пока регулярно выходят на городские маршруты 10 автобусов «ИПОПАТ». Местные чиновники ежедневно мониторят ситуацию через диспетчерские пункты. За развитием ситуации наблюдает и прокуратура, которая уже выписывает предписания о нарушении законодательства с требованием принять меры в отношении пострадавших льготников. Как минимум, были нарушены сроки уведомления о расторжении договора о льготном проезде. Его подали в конце октября, а по закону необходимо уведомить за 30 дней. На фоне назревшего социального противостояния руководство главного перевозчика продолжает хранить молчание. По информации ИА «Сусанин», с руководством «ИПОПАТ» можгинские власти пытаются договориться через Министерство транспорта и дорожного хозяйства.