Невыгодная дистанционка. Минфин и ФНС усложнят жизнь «удаленным» сотрудникам
Действующие сегодня законодательные нормы определяют, что гражданин РФ, уехавший за границу, но продолжающий при этом работать на работодателя из России, обязан платить НДФЛ в бюджет страны своего проживания. Правда, не сразу. Первые полгода после отъезда он еще считается налоговым резидентом России, и с суммы его зарплаты НДФЛ в размере 13% должен поступать в российский бюджет. Но при этом компания-работодатель освобождается от обязанности плательщика бюджетных отчислений, поэтому сотруднику придется освоить заполнение налоговых деклараций (форма 3-НДФЛ) и уплачивать налог самостоятельно. Через полгода после отъезда удаленный сотрудник переходит в разряд нерезидентов. Он освобождается от обязанности платить НДФЛ в России, но приобретает новую – уплачивать подоходный налог в бюджет страны своего проживания. Причем, соблюдая местные законы и совершая отчисления по установленным в этой стране ставкам.
Стоит учесть, что в настоящее врем в России – одна из самых низких ставок НДФЛ. Подоходный налог по более низким ставкам взимается с жителей только в 6-ти странах – Албании, Боснии и Герцеговине, Болгарии и Казахстане (10%), а также Беларуси и Макао (12%).
Но российский Минфин собирается усложнить жизнь таким «удаленщикам». Министерство внесло предложение - взимать с них НДФЛ в российский бюджет и после утраты статуса резидента, причем по повышенной ставке – 30%. И избежать его уплаты сотруднику не удастся – предполагается, что обязанность уплачивать этот налог с зарплаты сотрудника будет возложена на работодателя.
Пока предложение Минфина РФ, которое сделает удаленную работу граждан РФ из-за рубежа абсолютно невыгодной, только рассматривается, Федеральная служба по труду и занятости заявляет, что продолжить уже заключенный трудовой договор о дистанционной работе с таким сотрудником российская компания попросту не может. Договор нужно заключить на новых условиях, считает Роструд. И если в течение 12-ти месяцев после своего отъезда сотрудник не проведет в Росси, как минимум, 183 календарных дня, то он признается нерезидентом и, соответственно, должен платить НДФЛ по ставке, предусмотренной для нерезидентов – 30%.
Работодатели, вынужденные уплачивать такие высокие отчисления в бюджет за дистанционных работников из-за рубежа, скорее всего, будут уменьшать суммы вознаграждения самого работника, говорит начальник аналитического отдела компании «Риком-Траст» Олег Абелев, или даже начнут задумываться о прекращении трудовых отношений с такими сотрудниками.
Кроме того, к дистанционным работникам будет неприменимо трудовое законодательство РФ, в том числе гарантирующее их права, безопасные условия труда и охрану труда.
Запретительный подход к данному вопросу применяют не только в России, но и в большинстве развитых стран, комментирует в СМИ Александр Мокров, управляющий партнер ЮК «Мокров и партнёры».
Отследить срок пребывания дистанционного работника за рубежом вплоть до дня намеревается ФНС. Как сообщают эксперты, уже в ближайшее время между ФНС и Пограничной службой ФСБ будет налажено взаимодействие, которое позволит получать данные о перемещениях сотрудника за рубеж, сроках его нахождения там и времени получения зарплаты в автоматическом режиме. При этом, «под колпаком» ФНС и погранслужбы окажутся не только сами «удаленщики», но и члены их семей, а также сведения о наличии у них активов за рубежом.
Располагая такими данными, ФНС сможет выявить работника, нарушившего сроки пребывания и утратившего статус налогового резидента РФ, и потребовать полной выплаты НДФЛ, резюмирует в СМИ Глеб Задоя, ведущий финансовый эксперт компании «Аналитика Онлайн».