Авиаотрасль третью неделю ждет от Минобороны решения по отсрочке для ключевых сотрудников
Участники авиационного рынка третью неделю ждут решения от Минобороны о предоставлении отсрочки ключевым сотрудникам, пишет «Коммерсантъ». Без такого решения у компаний нет гарантий сохранения важных кадров. Запрос в Минобороны на предоставление отсрочек Минтранс отправил две недели назад.
Как рассказала глава S7 Татьяна Филева, им пока удается убеждать военкоматы не мобилизовывать ценных специалистов. Сейчас повестки сотрудникам авиаотрасли приходят, но отток специалистов пока не носит массовый характер.
В авиационной отрасли вообще нет неключевых специалистов, говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:
— Ситуация достаточно удивительная лично для меня, я не понимаю, почему такие специалисты, которых государство много лет готовило, затратило огромные ресурсы, и они имеют абсолютно уникальную квалификацию, не получили отсрочку от мобилизации. В авиации какую специальность ни возьми, начиная от пилота до водителя какой-нибудь снегоуборочной или погрузочной машины на аэродроме — это все сплошь уникальные специалисты. И если сейчас мы спустим это все как есть и их начнут массово призывать на службу в армии, их некем будет заместить. Любой даже простой водитель на аэродроме, мало того, что у него определенные профессиональные навыки есть, это еще и люди, которые в свое время прошли через фильтры проверки на службу безопасности. Сейчас есть случаи, когда и пилоты получают повестки, вроде бы как пока не очень массово, понятно, получают и стюарды, какой-то уже небольшой отток специалистов из авиакомпаний есть, он пока не стал критическим, надо экстренно предпринимать какие-то меры.
— Какой процент сотрудников может быть мобилизован без критических сложностей для отрасли?
— На сегодняшний день наша гражданская авиация сократила объемы перевозок по сравнению с предыдущим годом и сократит по итогам этого года примерно процентов на 10-15, выбытие 10-15% сотрудников не скажется на функционировании отрасли, это с одной стороны. Если вдруг призыв и мобилизация коснутся массово специалистов какой-то одной специальности, и эти 10-15% из отрасли будут сплошь пилоты, отрасль будет парализована, потому что в гражданской авиации работают сотни тысяч людей, а пилотов всего 17 тысяч. Нет никакой необходимости призывать в первую очередь летных специалистов на военную службу, тем более что наши специалисты ВКС не нужны, они вполне в достатке.
О том, насколько законны договоренности авиакомпаний и военкоматов, рассуждает адвокат военной коллегии адвокатов Москвы Павел Малютин:
— Я думаю, что, конечно, вопрос этот решится, но сколько это времени займет, сказать сложно, потому что проблема с бронью возникает не только в авиаотрасли, а и во многих других отраслях, в том числе в органах исполнительной власти, по крайней мере, по тем примерам, которые я знаю. Зачастую тянут очень долго с оформлением этой брони, я даже знаю случаи, когда в этой брони отказывали. И сотрудники по существу вынуждены либо искать другие основания для отсрочки, либо совершать какие-то незаконные действия типа неявки в военкомат.
— Могут ли военкомы в частном порядке принимать решения, призывать или не призывать того или иного призывника, например, по соображениям, что он ключевой специалист в какой-то отрасли, в данном случае авиа?
— С формальной точки зрения, такие решения принимаются мобилизационной комиссией, не только военкомом, а всей комиссией, куда включен и глава муниципалитета соответствующего района или субъекта, и многие-многие другие сотрудники. Лично военком такие решения, конечно, принимать не может. С точки зрения закона, те же самые повестки должны быть вручены под роспись, вызываемое лицо должно явиться, представить комплект документов, и военком может просто отсрочить момент решения вопроса о его мобилизации.
По данным правительства России в организациях гражданской авиации в 2021 году было занято почти 200 тысяч человек, из них свыше 43 тысяч летного персонала.