Тюменцев зовут на онлайн-приемы в поликлиники: как работает телемедицина
Телемедицина дотянется до каждого Цифровизацию медицины тюменские власти относят к числу приоритетов, проекты реализуются по нацпроектам «Цифровая экономика», «Здравоохранение». И действительно: за несколько лет эта отрасль в нашей области существенно преобразилась. Электронные медицинские карты пациентов, получение докторами в цифровом виде анализов и исследований, запись к врачам через специальное мобильное приложение – к этому мы давно привыкли. В 2019 году тюменские специалисты шагнули дальше – на базе консультативных поликлиник ОКБ № 1 был создан региональный телемедицинский центр. В селах стали появляться так называемые «цифровые» ФАПы – отделения, где работает, как правило, один медработник, но, благодаря телемедицинским технологиям, спектр услуг для населения стал шире. Еще больше форсировала внедрение телемедицинских, цифровых технологий в повседневную жизнь пандемия коронавируса, когда во всех медорганизациях было минимизировано количество плановых приемов: «С приходом в регион эпидемии COVID-19 появилась необходимость экстренно разрабатывать и внедрять инновационные ИТ-решения, чтобы эффективно управлять потоком пациентов и вывести на новый уровень процессы контроля за их здоровьем. Сегодня в каждой медицинской организации области есть все необходимые инструменты удаленной работы с пациентом», – комментирует директор департамента информатизации Тюменской области Станислав Логинов. Что касается телемедины, то в тюменских медорганизациях внедрены два направления. Первый – «врач – врач»: когда два (или больше) специалиста общаются по поводу состояния пациента и принимают решение о дальнейшей тактике лечения. Второе – «врач – пациент»: когда врач назначает услугу пациенту в поликлинике. Такие консультации оказываются как в поликлиниках Тюмени, так и в областных больницах, уточняют в департаменте здравоохранения. «В 2022 году было проведено таких консультаций на 54 % больше, чем за аналогичный период 2021 года. В цифрах выглядит так: более 4 000 консультаций «врач – врач», около 500 – «врач – пациент». Это показывает спрос таких консультаций среди населения и врачей», – приводит статданные пресс-секретарь депздрава Екатерина Климович. Такой способ связи с доктором чаще всего используют в терапии, акушерстве и гинекологии, эндокринологии, неврологии и гастроэнтерологии. Доктор на связи Действительно, телемедицинские консультации становятся все распространеннее. Передовиком по количеству проведенных телеконсультаций за прошедшие два года стал родильный дом № 3 Тюмени. По словам заведующей женской консультацией роддома Елены Мерабишвили, почти две трети таких приемов проходят с пациентками гинекологического профиля, и только одна треть – с беременными женщинами. Если беременность протекает без осложнений, тюменке достаточно вести дневник здоровья и созваниваться с доктором. Он пригласит на очный прием при необходимости. Консультации «врач – пациент» активно проводят в городских поликлиниках № 3, 5, 17, областной больнице № 24 и ряде других медучреждений. Недавно столкнулась с предложением провести телеконсультацию и наша читательница Елена. Участковый педиатр поликлиники № 6 пригласила ее с сыном на онлайн-прием: «Мы дожидались результатов последних анализов на больничном. Доктор на приеме предложила не тратить время на поход в больницу, а связаться через приложение «Телемед-72». Мне объяснили, как проходит такой прием. Уже из дома отправила заявку на консультацию, буквально в течение часа перезвонили из регистратуры и сказали, что возникла проблема: в приложении указан не тот номер полиса ребенка. Исправить нужно на сайте госуслуг. Потом заново скачать приложение «Телемед-72», где будут уже обновленные данные и снова подать заявку», – рассказала нам тюменка о своем опыте. В департаменте здравоохранения подтвердили: сложности с телемедицинскими консультациями случаются. Чаще всего они связаны с тем, что не все компьютеры в медкабинетах оснащены камерами, не все сотрудники владеют навыками удаленных приемов, иногда справиться не могут сами пациенты. Как попасть на онлайн-консультацию? Отметим, что самостоятельно пациент первично на телемедицинские консультации записаться не сможет. Возможность проведения такой услуги имеется только после очного приема и проведения исследований. Важное условие – это наличие приложения «Телемед-72». Кстати, именно из-за необходимости внедрения функционала онлайн-консультирования в 2021 году популярное приложение «Медицина 72» заменили на «Телемед-72». На основе опыта нашей подписчицы советуем проверить верность заполнения данных медицинского полиса (он должен быть 16-значным). Если сомневаетесь – лучше позвонить в регистратуру своей поликлиники, там должен быть специальный человек, который сможет помочь. Если вдруг во время телеконсультации происходит сбой видеорежима, то общение переходит в режим чата, то есть обмена текстовыми сообщениями. Чаще всего такие консультации проводятся в случаях, когда доктор дает рекомендации по лечению с учетом результатов проведенных исследований; когда просто нужен контроль показателей здоровья беременной (дневник здоровья, вес, артериальное давление); после проведенных оперативных вмешательств и для маломобильных граждан. Фото: freepik.com; ФедералПресс / Полина Зиновьева Инфографика: ФедералПресс / Светлана Возмилова