Войти в почту

Кадровый голод строительного комплекса. Как решать?

Российские строительный комплекс будет испытывать кадровый голод даже после открытия границ и возвращения мигрантов. Объем роста строительно-монтажных работ намного выше, чем есть трудовых ресурсов. Мы добавляем объемы работ, чтобы выполнить национальные цели по градостроительной отрасли, и нам не хватает людей, – пишет отраслевой интернет-журнал «Строительство» со ссылкой на слова председателя комитета «Деловой России» по строительству Владимира Кошелева.

Все осложняется, когда речь заходит о чем-то большем, чем профессия каменщика или бетонщика. Например, промышленный и строительный дизайн. Например, нацпроект по электронике должен выйти на полную мощность к 2030 году. К этому периоду на базе дизайн-центров должны работать 1000 проектных команд, число же самих дизайн-центров, предполагается, возрастет до 300.

По оценкам экспертов, в рамках программы потребуется суммарно от 30 до 50 тысяч специалистов, которые уже сегодня должны учиться на профильные направления.

Между тем, сейчас в отрасли по Москве трудоустроено чуть более 2000 сотрудников такого профиля. Это ставит под вопрос не только динамику исполнения нацпроекта, но и саму возможность его воплощения, даже если привлечь регионалов.

По данным отчета “Комплексное исследование рынка дизайна города Москвы” насчитывается более 7500 дизайн-компаний. Из них 1125 формируют большую часть прибыли. В них работает крупнейшая доля сотрудников - 17 168 человек.

Если объем теневого рынка принять за 50%, тогда кадровый резерв всей дизайн-индустрии столицы составляет порядка 40 000. При этом большинство – специалисты по коммуникационному дизайну, на промышленный же, приходится менее 10% выручки отрасли и 13% официально трудоустроенных дизайнеров. Программа явно не имеет кадровых резервов.

Вклад строительной отрасли в ВВП в 2021 году достиг 14,4 трлн руб., а число занятых в ней составило 11,1 млн человек, или 15% от общего объема работающих в стране. Но именно дефицит кадров называют главным сдерживающим фактором для развития отрасли. «Строительство входит в топ-3 сфер по потребности в рабочей силе – согласно аналитике, на строительные профессии приходится 16% от всех актуальных вакансий в стране, - объяснила Евгения Андреева, эксперт по подбору персонала ROCKWOOL Russia. - При этом на одну вакансию в сфере «Строительство, недвижимость» приходится всего 1,5 активных резюме – что характерно для острой нехватки кадров. По данным Министерства строительства РФ, до 2030 года в отрасль необходимо привлечь от 1,5 до 2 млн человек. Это при том, что выпуск соответствующих специалистов в сфере высшего образования составляет 30 тысяч человек в год, а в среднем профессиональном образовании — 45 тысяч».

Очевидно, что этого недостаточно, и крупнейшим представителям отрасли необходимо подключаться к решению проблемы. Сложности с персоналом сегодня испытывает не только строительная, но и многие другие отрасли.

Основными причинами называются последствия демографического кризиса 1990-х годов и отъезд мигрантов. Снижение численности этой категории работников весьма болезненно сказывается именно на строительстве.

По данным мониторинга экономической ситуации РАНХиГС, на 1 мая в России находилось 3,35 млн трудовых мигрантов, что на 18% меньше, чем в доковидном 2019 году, но на четверть больше по сравнению с 1 мая 2021 года. Таким образом, объем иностранной рабочей силы в стране постепенно восстанавливается, однако это происходит медленнее, чем необходимо для сферы строительства.

При этом ключевой момент – это низкая популярность индустрии на рынке труда. Согласно результатам исследования Randstad Employer Brand Research, строительство в России уступает по популярности не только нефтегазовой отрасли, бытовой технике и электронике, автобизнесу, производству сетевого и телекоммуникационного оборудования, но даже транспорту.

Если подходить к вопросу глобально, то нужно заниматься популяризацией профессий, связанных со строительством. Выпускники старших классов также нуждаются в информации по тому кругу профессий, которые не потеряют популярность в ближайшие годы и будут востребованы. Таким образом, они смогут более целенаправленно поступать в ВУЗы, которые готовят профессионалов в сфере строительства.

Кроме того, компаниям необходимо делать все, чтобы сотрудники стали амбассадорами (послами) бренда: с удовольствием рассказывали о том, где и как работают. Это расширяет сеть контактов, а симпатия к бренду работодателя растет. При этом лояльность сотрудников к бренду не должна быть искусственной. Чтобы люди сами хотели рассказывать о своей компании, нужно создать несколько условий:

Достойная заработная плата – это очевидный базовый момент. По данным, предоставленным аналитиками hh.ru, средние зарплатные ожидания инженеров ПТО в Москве – около 130 тысяч рублей, прорабы рассчитывают, в среднем, на 100 тысяч, монтажники, штукатуры, электромонтажники - на 70–80 тысяч. И чем больше профессиональный опыт соискателя, тем выше запросы.

Кроме того, есть смысл работать над тем, что сотрудники говорят о вашей компании, и здесь принципиально важны честные отзывы.

Фото Unsplash