Помощникам кибермошенников готовят отдельную статью
МВД по поручению правительства совместно с другими ведомствами задумалось о введении уголовной ответственности для дропперов. Возможное наказание — от четырех до семи лет.
Несколько примеров того, как это работает. Мошенники, которые при звонке представляются сотрудниками банков, в случае успеха должны куда-то вывести украденные деньги. Им нужна цепочка переводов с последующим обналичиванием средств. Та же цепочка нужна, например, тем, кто обманывает граждан на досках объявлений, требуя предоплаты за товар, и так далее. Тут-то и требуются дропперы — люди, которые соглашаются за определенный процент от суммы предоставить свою карту или завести на свое имя новую.
По идее, таких людей можно привлечь по уже действующим статьям как соучастников преступления и наказать соответствующим образом. И некоторые юристы не понимают, зачем выводить это в отдельный состав. Управляющий партнер адвокатского бюро «Гагарин» Игорь Симонов предполагает, что у такого решения есть основания:
Игорь Симонов управляющий партнер адвокатского бюро «Гагарин» «Наверное, есть некая особенность, связанная с латентным характером деяний пособников. Это надо отрабатывать. Безусловно, у нас сложности вызывают сама сеть, трансконтинентальность сети, доказывание и поимка, изобличение преступников, которые находятся за границей, и так далее. А что делать? Это веяние времени. Нужно работать, в том числе применять какие-то новые технологии».
Эксперт не исключает, что в Уголовном кодексе может появиться новая «резиновая» статья: мошенничество, под которое при желании можно подвести почти все что угодно. А тут перевел неугодному лицу пару раз денег на карту — и сделал его дроппером.
Насколько реальна такая угроза, покажет только правоприменительная практика — если отдельная статья для дропперов вообще появится. Впрочем, управляющий RTM Group, эксперт в области информационной безопасности и права в IT Евгений Царев сомневается в ее необходимости. Для борьбы с дропперами уже есть хорошо работающие инструменты ЦБ — это черные списки. Если человек уже замечен в чем-то подобном, ни один банк больше не откроет ему счет. И это работает. А вот риски у появления новой статьи есть, считает Евгений Царев:
Евгений Царев управляющий RTM Group, эксперт в области информационной безопасности и права в IT «Есть проблема, особенно сейчас, в условиях санкционных режимов, — люди передают друг другу карты. Да, безусловно, это нарушение условий пользования картой, но они по обычной почте могут отправлять друзьям, знакомым за границу именно для того, чтобы они могли работать. Представьте себе конкретную ситуацию: вы сделали для своего друга карту из другой страны, условного Казахстана, он вам ее прислал, а после этого вы, допустим, совершили какую-то незаконную операцию. Он в тюрьму за это должен садиться? Это создаст просто большую, на мой взгляд, напряженность».
По словам эксперта, дропперов становится все меньше. И мошенникам уже приходится изворачиваться. Если раньше на роль дропперов чаще всего выбирали людей без определенного места жительства, людей, страдающих от разного рода зависимостей и так далее, то после того, как этот ресурс был практически исчерпан (благодаря тем же черным спискам), преступники переключились на школьников и студентов. Но финансовая грамотность молодежи растет — понятно, что и этот ресурс ограничен.