Просветительской деятельности предписали правила
Понятие просветительской деятельности уточнили в законе в апреле 2021 года. До тех пор такая работа также упоминалась в законе об образовании, но никак не регламентировалась. Как именно в новых условиях работать просветителям, позднее описали в проекте постановления кабмина, но документ вызвал резкую критику общественности. В итоге Правительство доработало свой документ и разместило его на официальном интернет-портале правовой информации 4 июля.
Для взаимопонимания
Как следует из документа, просветительская деятельность может реализовываться в форме лекций, презентаций, семинаров, мастер-классов, круглых столов, дискуссий и иных формах, в том числе с использованием Интернета. Проводить такие мероприятия могут органы госвласти, местного самоуправления или уполномоченные ими организациями, а также физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, но все — с соблюдением законодательства.
При этом такие лекции и семинары должны «содействовать взаимопониманию между людьми, реализации права на свободный выбор мнений и убеждений, развитию способностей человека, а также формированию его личности в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями».
Кроме того, запрещается «использовать просветительскую деятельность для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции».
Пропаганда войны под запретом
Соответствуют ли мастер-классы и круглые столы таким требованиям, решит Минпросвещения, если речь идет о просвещении несовершеннолетних за счет госбюджета. По новым правилам такие программы нужно отсылать в ведомство на согласование за 30 дней до их начала.
При этом не нужно согласовывать мероприятия, если их проводят органы госвласти, местного самоуправления и их уполномоченные организации. Также от согласования освободят просветительскую деятельность на деньги грантов из федерального бюджета.
Если лекции или семинары проводит иноагент, это должно быть указано. Если же выяснится, что просветительская деятельность нарушает установленные правила или законы, кто бы ее ни проводил, в отношении таких просветителей проведут проверку.
Также отдельно указывается, что предложенные правила «не распространяются на культурно-просветительскую деятельность религиозных организаций».
В целом правила выглядят достаточно логичными и приводят в соответствие просветительскую деятельность с нормами, заложенными в законе об образовании и в законе об информации, прокомментировал документ председатель общественного совета при Минпросвещения Виталий Сурвилло.
«Просветительская деятельность не должна быть направлена на пропаганду войны, разжигание ненависти и вражды, а также содержать информацию, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность», — сказал эксперт «Парламентской газете».
Свобода и право
В предыдущем варианте документа предполагалось, что просветительскую деятельность будет регулировать не только Министерство просвещения, но и Министерство науки и высшего образования, в том числе оно бы выдавало заключения о целесообразности сотрудничества образовательных учреждений с организациями, в том числе международными. В обновленном постановлении кабмина этой нормы нет.
Это связано с тем, что сам закон о просветительской деятельности обязывает образовательные организации получить заключения о целесообразности сотрудничества до 1 сентября 2022 года и по договорам, заключенным до 1 июня 2021 года, пояснила член Комитета Госдумы по просвещению Лариса Тутова («Единая Россия»). Теперь необходимость такой нормы отпала, сказала депутат.
Также в старой редакции проекта постановления организации были обязаны заключить договор с просветителями, а те, в свою очередь, соответствовать требованиям, установленным для педагогов, например об отсутствии некоторых заболеваний или судимости.
«По сути, участники просветительской деятельности приравнивались к педагогическим работникам, что не совсем верно, — сказала Тутова. — Были и другие сомнительные пункты — странный двухлетний стаж, ограничение по возрасту».
На практике это могло вылиться в дискриминацию конкретных персон-просветителей, не говоря уже о дополнительной бюрократической нагрузке и на организации, и на самих лекторов, считает Лариса Тутова.
«В итоге избыточные нормы могли привести к серьезным ограничениям конституционного права распространять и получать информацию, а также свободы преподавания», — отметила депутат.