Войти в почту

Меньше половины школ России оборудованы для инвалидов

В России 32 миллиона учащихся. Из них 7,3 миллиона — это детсадовцы, 17,3 миллиона — школьники, 3,4 миллиона — студенты техникумов и колледжей и 2,5 миллиона — студенты институтов и университетов. Такие данные приведены в ежегодном докладе Правительства о реализации госполитики в сфере образования, который размещен на сайте кабмина 6 июня.

Меньше половины школ России оборудованы для инвалидов
© Парламентская газета

Демографические ямы

Как следует из документа, численность дошкольников в России снижается с 2019 года. За три года тех, кто посещает детские сады, стало меньше на 266 тысяч человек. А за последний год численность детсадовцев сократилась более чем на 100 тысяч человек.

При этом школьников, напротив, становится больше — только за последний год на 420 тысяч человек. Такая тенденция наблюдается с 2016 года и сохранится вплоть до 2024 года, заявили в Правительстве.

Растет и численность студентов техникумов — плюс 100 тысяч человек в 2021 году. Впрочем, на это влияет не только демографическая ситуация, но и то, что в последнее время школьники предпочитают ссузы вузам. В итоге студентов «вышки» в прошлом году стало меньше на пять тысяч.

Так называемые демографические ямы влияют и на потребность в педагогических кадрах. Самый большой дефицит учителей — в школах. Ожидается, что в 2022—2023 годах он может составить 25—28 тысяч человек, следует из доклада кабмина.

Проблему дефицита школьных педагогов планируют решить к 2025 году, рассказала «Парламентской газете» член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская.

«При этом вызывает опасение сокращение численности профессорско-преподавательского состава вузов — на 5,4 тысячи человек по сравнению только с 2020 годом», — отметила сенатор.

Третья смена и холодный туалет

Как следует из доклада, проблемы есть не только с кадрами, но и с помещениями. Несмотря на то что в 2021 году в России построили сотни новых школ, не ко всем из них, особенно в отдаленных районах, проложены автобусные маршруты для доставки детей.

Продолжают ветшать и старые школы. Так, в 2021 году более 10,5 процента общеобразовательных учреждений требовали капремонта. Еще хуже ситуация была с состоянием техникумов и колледжей. Капремонт требовался более 11 процентам корпусов и более 20 процентам общежитий учреждений среднего профессионального образования.

В кабмине также обратили внимание, что в России до сих пор не решена проблема третьей смены в школах — в 2021 году на уроки в сумерки каждый день отправлялись 13,5 тысячи детей. Кроме того, в каждой 20-й школе в России до сих пор нет водопровода, центрального отопления и канализации, а значит, и теплого туалета. 

Сложная ситуация и с доступностью школ для детей с ограничениями здоровья. Как отмечается в докладе, «условия для беспрепятственного доступа инвалидов созданы в 49,09 процентах зданий общеобразовательных организаций в целом по стране», то есть меньше чем в половине.

Актуальность этой проблемы подтвердил председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов (ЛДПР).

«Нужно уделять больше внимания проблеме доступности образования для детей-инвалидов. Прежде всего — регионам», — сказал депутат «Парламентской газете».

Законодательно для этого все есть, подчеркнул он. Нилов также отметил, что необходимо решать вопрос с тьюторами — наставниками для детей с ограниченными возможностями здоровья и ментальными нарушениями. Это важно, чтобы дети имели возможность адаптироваться образовательному процессу и быстрее реабилитироваться в общественной среде, заключил депутат.

Но есть и положительные моменты, отметила Людмила Скаковская: «Например, доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет в среднем по Российской Федерации в 2021 году достигла уровня 99,58 процента. Это наивысший показатель за всю историю».

Совет Федерации проверит зарплаты педагогов

Как следует из доклада, в России работают почти 2,5 миллиона педагогов, при этом более половины из них — в школах. В среднем на одного школьного учителя приходится 13 учеников, это один из самых высоких показателей за последние годы.

При этом не во всех регионах исполняется поручение — довести зарплату педагогов до 100 процентов от средней в субъекте. Это касается Забайкальского края (где зарплата педагогов 84,4 процента от средней), Магаданской области (92,5 процента), Чеченской Республики (92,8 процента), Мурманской области (94,7 процента), Республики Ингушетии (94,9 процента) и Курганской области (94,9 процента).

В итоге, по данным Росстата, за январь-декабрь 2021 года, зарплаты педагогов в среднем по стране выглядят так:

- дошкольное образование — 38,8 тысячи рублей (рост к 2020 году 8,7 процента);

- общее образование (без учета выплат за классное руководство из средств федерального бюджета в размере 5000 рублей) — 45,2 тысячи рублей (+3,4 процента);

- дополнительное образование — 43,9 тысячи рублей (+8,4 процента);

- преподаватели и мастера производственного обучения организаций, реализующих программы СПО, — 44,8 тысячи рублей (+7,4 процента);

- педагогические работники, реализующие программы высшего образования, — 101,2 тысячи рублей (+7,0 процента);

- научные сотрудники — 120,25 тысячи рублей (+8,2 процента).

Ситуация с зарплатой педагогов находится на контроле Совета Федерации, рассказала Людмила Скаковская. «Именно поэтому в осеннюю сессию Комитет СФ по науке, образованию и культуре готовит круглый стол по вопросам заработной платы преподавателей. Это личная инициатива председателя Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко», — сообщила сенатор.