Ты - россиянин, значит, виновен!
Женщина с гербом Женевы простирает руку над измученным человеком, как бы защищая его. Некоторые полагают, что лицо мужчины - копия лица Владимира Ильича Ленина, избравшего республику в Альпах местом эмиграции. До недавнего времени статус соответствовал действительности: беженцы и разного рода мигранты составляют сегодня десятую часть населения страны. Нейтралитет обязывал принимать практически всех и проявлять к ним толерантность.
Но нейтралитет действовал лишь до 2014 года. После воссоединения Крыма с Россией местные банки с подачи американцев перестали дружить с российскими компаниями и финансовыми организациями вплоть до их закрытия. Но тогда швейцарцы еще не переходили на личности. Все изменилось с началом военной спецоперации ВС России на Украине. Отношение к русскоязычным поменялось радикально даже на бытовом уровне. И ладно бы речь шла только об олигархах, под раздачу попали и обычные люди, давно осевшие в Швейцарии, работающие в многочисленных международных организациях или зарабатывающие на жизнь вполне легальным трудом.
Немалую роль в разжигании ненависти к русским играют и местные СМИ. Недавно одна региональная газетенка опубликовала плакат «АнтиРУС» (по аналогии с антивирусом). На нем в карикатурном стиле даются наглядные инструкции, как вести себя с теми, кто носит русские фамилии:
- не покупайте и не пейте с ними русскую водку; - не подавайте им руки; - дайте при случае по физиономии; - и наконец, сбросьте на их жилище бомбу.
Ненависть достигла такого накала, что авторитетное издание Tribune de Geneve вынуждено было опубликовать подборку материалов под общим заголовком «Война (на Украине. - Ред.) превратила русcких в Швейцарии в изгоев».
Так, заложником швейцарских банков оказался сотрудник (назовем его Игорем) компании по торговле сырьевыми товарами из кантона Цуг. В начале марта он не смог оплатить проживание в стамбульской гостинице, поскольку его карта оказалась заблокированной. Дома Игоря ждало заказное письмо от банка UBS, в котором сообщалось о разрыве всех деловых отношений с ним по «общим мотивам». Звонки клиентскому менеджеру остались без ответа. Попытка открыть счет в другом банке, через который наш соотечественник оплачивал расходы на жилье и получал зарплату, также результата не дала. Но там хотя бы объяснили, что причина отказа - в наличии у Игоря, помимо вида на жительство, еще и российского паспорта. Кроме того, он работает в российской компании, хотя она и не подпадает под действие западных санкций.
Заблокированной оказалась и банковская карта PostFinance, принадлежащая Евгении, вот уже семь лет работающей в Швейцарии адвокатом. Причина - санкции. И такие случаи не единичны. Бесплатная газета 20 Minuten сообщила своим читателям, что банк Migros пригрозил заморозить счета клиентов русского происхождения.
Не обошел стороной сей психоз и научное сообщество. В Европейском центре ядерных исследований (ЦЕРН), расположенном на границе Швейцарии и Франции, некие ответственные лица отказываются публиковать научные статьи, подписанные российскими учеными либо подготовленные в лабораториях, финансируемых Россией. Они же призывают руководство ЦЕРНа узаконить такую практику. И хотя официальный представитель центра успокаивает, мол, здесь существует давняя традиция, дающая всем специалистам право публиковаться, все это похоже на отговорки. Иначе зачем совету этой крупнейшей международной исследовательской структуры было принимать решение воздержаться от всех новых проектов с участием российских научных институтов.
И наконец дети. Уже есть примеры, когда русских учеников в швейцарских школах одноклассники спрашивают, за кого они, за Россию или Украину? Их же перестают приглашать на детские семейные праздники. А родители предупреждают друг друга, что разговоры по телефону на русском языке в общественных местах становятся опасными и были случаи нападения в трамваях. С просьбой об усилении охраны здания посольства в полицию обращались наши дипломаты в Берне. Антироссийский психоз, подогреваемый представителями местных властей, достиг такого накала, что любые трезвые высказывания оказываются «вне тренда».
Николай Осипов.