МОСКВА, 25 марта. /ТАСС/. Запрет сети Instagram, которая принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской, сказался на деятельности локальных российских продавцов. Предприниматели и представители профессиональных сообществ рассказали ТАСС, как изменилась их работа.
Что предлагают предпринимателям маркетплейсы
Сейчас продавцы активно переходят на альтернативные Instagram площадки, включая российские социальные сети и маркетплейсы. Так, сервис локальных магазинов украшений, цветов и сладостей Flowwow предложил продавцам специальные условия торговли без комиссии. Любой магазин может использовать профиль на платформе как собственный сайт, оплачивая только банковский сбор за проведение платежей.
"Чтобы сделка не облагалась комиссией, клиент должен прийти на страницу магазина по прямой ссылке. Схема работает так: магазин регистрируется на маркетплейсе, размещает товары, а затем делится ссылкой со своими клиентами. Покупатели могут оформить заказ на сайте или в мобильном приложении, там же задать уточняющие вопросы продавцу, выбрать интервал доставки и оплатить покупку онлайн. Для локальных мастеров это возможность сохранить и укрепить связи с прежними клиентами", - рассказали в пресс-службе маркетплейса.
Увеличение числа продавцов одежды и обуви отметили в "Яндекс Маркете", на неделе 14-20 марта подключилось рекордное количество российских продавцов - почти 6 тысяч. Больше всего новых партнеров подключилось к модели FBS - продажи со склада продавца. Прирост заявок на подключение был особенно высоким в следующих категориях: товары для дома, строительство и ремонт. Всего с 21 февраля на "Яндекс.Маркете" число продавцов увеличилось на 17 тысяч.
"Мы предложили магазинам одежды и обуви возможность торговать на сервисе по символическому тарифу - 1 рубль за каждый проданный товар. Мера доступна тем продавцам, которые до конца апреля начнут продавать товары на сервисе с экспресс-доставкой. Также до конца июня поставка товаров на региональные склады "Маркета" с его транзитного склада в Подмосковье будет обходиться продавцам в 10 рублей за коробку или паллету вместо стандартного тарифа - от 150 до 5 000 рублей. Еще сервис снизил для продавцов стоимость хранения, обработки, доставки товаров весом от 15 до 25 кг и ввел другие меры поддержки", - рассказали в пресс-службе маркетплейса.
Ozon решил увеличить частоту перечислений выплат за проданные товары продавцам - в марте они получили шесть переводов вместо двух. Так, у них появились деньги на руках и возможность быстро вложить их обратно в закупку. "Кроме того, мы отменили плату за размещение на складах Ozon до 30 июня для сезонного и особо популярного ассортимента. А для тех продавцов, кто хранит товары на собственном складе, смягчили правила выполнения заказов, учитывая ситуацию на рынке логистики и возможные задержки в доставке", - рассказали в пресс-службе компании.
Крупнейший российский маркетплейс Wildberries продолжает перечислять выплаты продавцам за реализованные товары 4 раза в месяц без взимания каких-либо дополнительных комиссий. Действует отмена платы за хранение всех категорий товаров на всех складах, что позволит продавцам существенно оптимизировать свои расходы на логистику и сдерживать рост цен на товары. Кроме того, отменена плата за приемку товара на складах Московского региона и сохраняются скидки за более быструю доставку заказов в логистические центры по модели "Маркетплейс".
Мнение бизнеса
В условиях блокировки Instagram бизнес будет использовать другие инструменты, современные каналы продвижения весьма развиты и многообразны, считает генеральный директор отраслевого маркетплейса Legprom.Cloud Мария Кадулина.
"Все меры, предлагаемые онлайн-маркетплейсами, будут востребованы на рынке, особенно у тех компаний, кто занимается производством и сам выпускает товары легпрома под своим брендом", - отмечает Кадулина. Она добавила, что онлайн-маркетплейсы проводят свою политику по продвижению товаров. В Москве, например, поддержку при оплате такого продвижения можно получить через субсидии департамента предпринимательства.
Маркетплейсы должны создать преференции для отечественных производителей, например сделать рекламу на своих площадках доступнее, поднять комиссии для иностранных брендов, а российским снизить, считает основательница бренда одежды Makoday Akinfeev Ирина Макодай. "Это (Instagram - прим. ТАСС) был очень хороший инструмент презентации и продвижения, думаю, маркетплейсам стоит подумать о создании альтернативы на своих площадках для российской продукции", - отмечает она.
"OZON, понимая логистические сложности текущего момента, увеличил порог по несобранным вовремя заказам с 5% до 20% (этот показатель влияет на рейтинг продавца на площадке, при превышении порога площадка может заблокировать продавца на 3 месяца). Если крупные продавцы располагают собственными ресурсами, то для небольших продавцов и маленьких брендов это большая поддержка, которую те же социальные сети дать не в состоянии. Было бы эффективно поддержать продавцов скидками, бонусами в части размещения рекламы на маркетплейсах. Тем более в отсутствие большинства зарубежных брендов, которые ушли с российского рынка, освобождается много рекламного места", - считают в пресс-службе бренда Makoday Akinfeev.
Удержание аудитории
Создатели бренда украшений ручной работы Something Special Светлана Сергеева и Ксения Войтко использовали Instagram в том числе для личной прямой коммуникации с клиентами. Это позволяло "зацепить не на одну продажу, а сделать постоянным клиентом", отметили в Something Special. После блокировки Instagram аудитория рассредоточилась по большому количеству социальных сетей, не стало единого места сбора целевой аудитории. В Something Special считают, что эффективной мерой поддержки для их бизнеса была бы дополнительная реклама во всех каналах продвижения партнеров.
Управляющий кондитерской Manifik Cake Арсен Неталиев высказал мнение, что предпринимателям помогло бы создание платформы с функционалом Instagram.
В новость внесена правка (09:10 мск) - передается с уточнением должности Марии Кадулиной