Войти в почту

Эксперт: с навязчивой рекламой связаны 70% жалоб на нарушение использования личных данных

СОЧИ, 20 октября. /ТАСС/. Около 70% обращений в новый Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде, связанных с нарушениями в сфере использования персональных данных, составляют жалобы на навязчивую рекламную рассылку. Об этом ТАСС в кулуарах форума "Спектр" рассказала директор центра Людмила Куровская.

"Одно из самых вопиющих нарушений прав граждан связано с недобросовестным поведением компаний, которые используют персональные данные для отправки рекламных сообщений. Такие жалобы составляют около 70% обращений в наш центр. Например, многие заявители сталкиваются с тем, что, регистрируясь на сайтах и давая согласие на обработку персональных данных, они априори соглашаются и на получение рекламных рассылок - не только от компании, на сайте которой регистрируются, но и от ее многочисленных партнеров", - сообщила она.

Сотрудники Центра в течение месяца давали письменные и устные консультации, помогали с подготовкой заявлений в правоохранительные органы и составлением претензий в адрес операторов персональных данных. Кроме того, в работе находятся документы для подготовки нескольких исковых заявлений о возмещении морального вреда и материального ущерба. Еженедельно в Центр обращается около 20 граждан. За первый месяц работы оказана помощь более чем 80 обратившимся.

Часто в Центр поступают обращения от пострадавших в результате действий мошенников. Также много обращений, связанных с нарушением права на неприкосновенность частной жизни, чести и достоинства, деловой репутации.

Кредиты без запроса

Множество обращений, по словам Куровской, касается нежелательных сообщений об одобрении заявок на кредиты и займы, требований от коллекторских агентств о возврате долгов, в то время как получатели не обращались ни в банки, ни в МФО. "В таких случаях мы рекомендуем гражданам запрашивать свою кредитную историю в Бюро кредитных историй. Помимо информации о самих финансовых обязательствах, из выписки можно узнать о кредитной организации, дате направления заявки, дате одобрения или отказа в выдаче кредита. Это позволит понять, когда персональные данные гражданина могли быть использованы без его ведома", - сказала Куровская.

Холодные обзвоны мошенников

Директор центра отметила, что довольно часто многие жалуются на холодные звонки ради записи голоса. "Мошенник может обратиться к человеку по имени и уточнить, с тем ли собеседником он разговаривает. Либо при ответе на звонок включается автоответчик, повторяющий "алло". Делается это для того, чтобы гражданин ответил "да". Тем не менее, такой записи голоса недостаточно для совершения банковской операции", - сказала собеседница ТАСС. Помимо того, что система банка должна узнать своего клиента по голосу, существуют дополнительные способы подтверждения личности звонящего, в том числе с помощью кодового слова. Главное при поступлении таких звонков - не поддаваться панике.

Куровская напомнила, что гражданин вправе отозвать свое согласие на обработку биометрических данных. "При этом банки могут использовать для установления личности и другую имеющуюся у них информацию, прибегая в этом случае к опросу клиента", - добавила она.

С кибермошенничеством связано около половины всех обращений. Кроме того, напомнила эксперт, используя персональные данные граждан, мнимые сотрудники банков или правоохранительных органов вынуждают переводить деньги этим мошенникам.

Например, "сотрудник службы безопасности банка" сообщает о том, что счет гражданина находится под угрозой, а для того, чтобы защитить деньги, необходимо снять наличные и перевести их в банкомате на чью-то карту. Или "майор полиции" звонит, чтобы предупредить о несостоявшейся попытке снятия денег со счета лицом по доверенности и пригласить на подписание неких документов. "К сожалению, некоторые граждане верят мошенникам и безоговорочно совершают все требуемые от них действия, из-за чего им потом очень сложно вернуть похищенные суммы", - пояснила она. При поступлении таких обращений Центр помогает подготовить документы в правоохранительные органы для восстановления нарушенных прав и привлечения виновных к ответственности.