Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) обязал правительство России выплатить 37 тысяч евро Саитгараю Хабирову, отцу умершего после попытки суицида солдата-срочника. Соответствующий документ опубликован на сайте ЕСПЧ, на него обратил внимание глава правозащитной группы «Агора» Павел Чиков в своем Telegram-канале.
В сообщении суда говорится, что Радика Хабирова из Татарстана призвали в армию в июне 2005 года. Сначала он служил в саратовской военной части: там из-за выговора за грязную форму юноша совершил первую попытку суицида, но его спасли. В ноябре Хабирова перевели в Тоцкий гарнизон в Оренбургской области, где он признался, что не хочет продолжать службу в армии и думал о суициде. Солдата поместили под особый надзор и назначили беседы с военным психологом.
Вскоре он сбежал из части, его нашли и доставили обратно. Через пять дней побег повторился, и, когда Хабирова обнаружили, он пожаловался на частые головные боли и нежелание служить.
В декабре его поместили в медицинскую часть, медики посоветовали запретить ему доступ к оружию. По результатам обследования у солдата выявили склонность к совершению самоубийства и перевели его в психиатрическое отделение военного госпиталя.
В январе военно-медицинская комиссия признала Хабирова годным к ведению службы «с незначительными ограничениями» (категория «Б», которая предполагает некоторые проблемы со здоровьем, не препятствующие призыву). После разговора с юношей медики порекомендовали его комиссовать. Солдата снова госпитализировали, во время обследования он пожаловался на плохое самочувствие, нарушение сна и нестабильное настроение.
Вечером 22 января срочника нашли в туалете при попытке совершить самоубийство: он выжил, но впал в кому. Отец Хабирова забрал сына в июне 2006 года, юноша умер в апреле 2007-го в больнице.
Военные следователи завели уголовное дело по статье 110 УК РФ («Доведение до самоубийства»), однако вскоре оно было прекращено. Саитгарай Хабиров обратился с жалобой в ЕСПЧ на нарушение статьи 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод («Право на жизнь»). В результате суд обязал правительство России выплатить потерпевшему 20 тысяч евро в качестве компенсации морального вреда и 17,3 тысячи евро в качестве компенсации за судебные издержки.