Отношение родителей к образованию существенно изменилось: учитель о трудностях работы в школе
56 дней отпуска, уроки, заканчивающиеся к обеду, каникулы как минимум четыре раза в год — тому, кто не знаком с профессией учителя «изнутри», педагогическая деятельность может показаться обманчиво легкой. Но те, кто уже успел постоять у доски, точно знают: учительские будни наполнены массой сложностей, тщательно скрываемых от любопытных взоров учеников и их родителей. Людмила Геннадьевна Бабкина, учитель французского языка из города Тулы, поделилась с «Летидором» главными страхами и сомнениями современного педагога, а также подсказала способы их преодоления. Молодой учитель: колоссальная нагрузка и поиск подхода к родителям Говоря о типичных трудностях в работе учителя, нельзя не отметить, что молодые специалисты, едва переступившие порог школы с дипломами в руках, сталкиваются с совершенно иными проблемами, нежели их опытные коллеги. Первая из сложностей — колоссальная нагрузка, помноженная на многозадачность. Вчерашние студенты привыкли, что для успеха от них требуется только одно — регулярно посещать занятия и заучивать пройденный материал. В школе они сталкиваются с невиданным прежде объемом разноплановых задач. Современный учитель — это и психолог, и преподаватель-предметник, и воспитатель, и специалист по связям с родительской «общественностью». Последнее представляет собой отдельную трудность, ведь далеко не все молодые учителя понимают, как найти подход к родителям своих подопечных. К сожалению, отношение родителей к образованию за последние годы существенно изменилось: сегодня некоторые из них воспринимают работу педагогов как абстрактную «услугу» и на контакт со школой идти не спешат. В результате неопытный учитель оказывается фактически один на один (если не брать в расчет содействие школьной администрации и старших коллег) с трудными подростками, чьи родители не желают вовлекаться в совместную воспитательную работу, перекладывая эту задачу на учебное заведение. Первое родительское собрание — всегда испытание для молодого специалиста: сможет ли он сохранить самообладание и донести свою позицию до трех десятков незнакомцев, многие из которых старше его вдвое? Тревожить могут и отношения в профессиональном коллективе — вчерашний студент попадает в среду взрослых состоявшихся педагогов, перед опытом которых нередко теряется. Еще один «вызов» новоприобретенной профессии — необходимость обозначить себя в незнакомом сообществе с устоявшимися правилами и традициями. Опытный учитель: профессиональное выгорание и потеря интереса Если учитель проработал на своем месте десятилетие, сложности адаптации в коллективе для него остаются в прошлом. Но это вовсе не означает, что работа в школе становится в одночасье беспроблемной и легкой. Главный «педагогический вызов» для специалистов с солидным стажем — профессиональное выгорание. Хотя не все мои коллеги приемлют этот новомодный термин, даже самые стойкие и самоотверженные из учителей рано или поздно сталкиваются с апатией, потерей интереса и чувством непреодолимой усталости от учеников, их родителей и даже собственного, некогда горячо любимого, предмета. Еще признанный мэтр педагогики, Василий Сухомлинский, называл отдых и свободное время важнейшими условиями духовного роста учителя. У работников современных школ со свободным временем большие сложности — вот и сталкиваются они с тем самым «выгоранием». Еще одно негативное последствие долгой работы в школе — неизбежное, но ошибочное убеждение, что ты всех высот в профессии уже достиг. Высшая категория получена, десятки благодарных учеников выпущены во взрослую жизнь — казалось бы, куда еще стремиться? Но подобное чувство губительно: оно убивает мотивацию развиваться. Тут хочется процитировать еще одного советского корифея, Антона Макаренко: «Формы бытия свободного человеческого коллектива — движение вперед, форма смерти — остановка». Что поможет преодолеть трудности Конечно, «панацеи» от всех трудностей работы в школе, с которыми сталкиваются молодые и опытные учителя, не существует. Однако сделать «педагогические будни» проще и увлекательнее вполне реально: Наставничество Проработав на своем месте четверть века, я готова делиться накопленным опытом с молодыми коллегами. Во многих современных школах такой межпоколенческий обмен является вполне привычной формой взаимодействия в коллективе. С первых дней своей работы новоиспеченные учителя получают в помощь «наставников» — опытных педагогов, которые помогают грамотно выстраивать отношения с учениками и их родителями, разрешать конфликтные ситуации, применять различные педагогические методики. Вчерашнему выпускнику вуза, столкнувшемуся со своими первыми «реальными» профессиональными вызовами, крайне важно ощущать поддержку коллектива. Для педагога-наставника же такое сотрудничество может стать новым источником вдохновения. Профессиональные сообщества В 2015 году мне посчастливилось представлять Тулу на всероссийском конкурсе «Учитель года». С тех пор моя профессиональная жизнь разделилась на «до» и «после». Участие в мероприятии такого уровня подарило мне не только бесценный педагогический опыт, но и новые знакомства. Сегодня я имею честь быть председателем клуба «Учитель года» Тульской области, члены которого работают в жюри многих других конкурсов профессионального мастерства и занимаются популяризацией профессии. Отличная возможность расширить круг своих компетенций для опытного педагога! Конкурсы Обычно об участии в профессиональных конкурсах задумываются учителя с многолетним стажем, однако я считаю, что они могут быть не менее полезны и для молодых специалистов. Например, совсем недавно в Тульской области прошел конкурс «Призвание — учить!», объединивший педагогов региона для соревнования в 11 номинациях. Подходящую для себя категорию могли найти специалисты с совершенно разным профессиональным опытом — от педагогов-наставников и учителей-предметников из маленьких сельских школ до воспитателей дошкольного образования. Молодые учителя могли попробовать себя в номинации «Профессиональный дебют», их старшие коллеги — в номинации «Новации и традиции». Отдельным плюсом конкурса, организованного силами учредителя благотворительного фонда «Эмпатия» , предпринимателя Михаила Шелкова, и Губернатора Тульской области Алексея Дюмина, стало денежное вознаграждение победителей. Здорово, когда у учителей появляется дополнительная возможность оценить свои знания и талант не только в виде баллов, но и в виде конкретной суммы. Ее педагоги затем могут инвестировать в себя. Однако куда более значимой становится возможность проверить свои силы — способен ли ты подготовить действительно качественную работу и обойти других не менее талантливых коллег? Будучи членом жюри, я понимаю, что все, кто прошел отборочные испытания, могут по праву гордиться собой. Для опытного педагога участие в конкурсе — это новая точка роста, для молодого — возможность поверить в собственные силы, убедиться в верном выборе профессии. Фото: Visualrian.ru, пресс-служба благотворительного фонда «Эмпатия»