Войти в почту

Мораторий на высылку нелегальных мигрантов могут продлить

Мораторий на депортацию нелегальных мигрантов из России может быть продлен после 30 сентября. Об этом газете «Коммерсантъ» сообщил глава Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев, и подтвердили еще несколько источников в правительстве.

Мораторий на высылку нелегальных мигрантов могут продлить
© BFM.RU

Указ президента, который в пандемию разрешил иностранцам не возобновлять документы о временном пребывании в России, действует с апреля прошлого года и уже продлевался в июне 2021 года. Теперь мораторий истекает 30 сентября.

В последние дни в миграционные центры вновь выстроились огромные очереди: если гости столицы не продлят свои разрешения на временное пребывание, то их депортируют с дальнейшим запретом на въезд в Россию.

О планах продлить мораторий на высылку мигрантов Business FM сообщил и член СПЧ Кирилл Кабанов. Вот что он говорит о возможных причинах такого решения:

— У нас есть мощнейшие лоббисты, которые добиваются легализации ситуации с мигрантами, поскольку это им выгодно. Мигранты выгодны как дешевая рабочая сила, мигрантов можно обирать и платить им зарплату на бумаге одну, а в реале отдавать им крохи, а себе забирать остальное. С другой стороны, когда люди понимают, что их не вышлют, они начинают себя вести по-другому. Они устраивают массовые драки. Мы уже обсуждаем это в СПЧ, это огромная проблема на сегодняшний момент.

— А если говорить про рынок услуг, насколько он сейчас занят мигрантами, есть какие-то цифры?

— Очень сложно ответить, Минтруд не может получить цифры по многим направлениям, отраслевики не дают эти цифры.

В то же время о катастрофической нехватке персонала заявили отели и рестораны. Недостаток не позволяют восполнить отсутствие мигрантов и непрестижность профессий. При этом за тех же горничных уже идут «ценовые войны». За год заплаты линейного персонала подняли почти на 20%.

Продление моратория было бы логичной мерой, уверены участники рынка. Сейчас сложилась ситуация, когда мигрантов на некоторых позициях практически некем заменить, говорит гендиректор управляющей компании Ivashkevich Hospitality Станислав Ивашкевич:

— Да, у нас серьезная угроза того, что мы можем остаться без сотрудников. Она уже нависла, у нас уже мало сотрудников, и мы уже испытываем такие сложности.

— Если мораторий не продлят, то будет еще хуже, еще сложнее?

— Будет совсем плохо, и наши менеджеры, наверное, встанут у посудомоечных машин и начнут сами вывозить мусор, потому что иначе некому будет это делать.

— Никаких других вариантов, кроме мигрантов, нет? Вообще никто не пойдет работать?

— Конечно же, идут. Но тут вопрос в том, что у каждого человека есть определенный КПД, и мы бы с удовольствием брали бы пенсионеров и людей пенсионного возраста, но нагружать их тяжелой работой мы не можем, и эффективность от них будет тоже не очень высокая. Поэтому мог бы быть некий выход из ситуации, но пока мы его не видим, пока очереди из таких людей у нас, к сожалению, нет.

Кроме того, складывается ситуация, когда оставшиеся в стране мигранты переходят в другие отрасли, где им готовы платить больше, чем в ресторанах и в гостиницах. Это, например, стройка, ретейл и службы доставки, говорит вице-президент Федерации рестораторов и отельеров и управляющий партнер и гендиректор «Альянс Отель Менеджмент» Вадим Прасов.

Вадим Прасов вице-президент Федерации рестораторов и отельеров «20-30% вакансий не заполнены в среднем по рынку. На мой взгляд, это довольно много. Что касается вариантов решения проблемы, здесь как раз вопрос достаточно сложный, потому часть персонала ввиду закрытых границ по-прежнему находится в тех регионах, в которых они изначально проживали, и, уехав в первую волну пандемии, многие до сих пор не вернулись, возможно, что и не рассматривают такой вариант. Помимо проблем с тем, что кто-то уехал и не вернулся, есть некоторая проблема перетекания персонала в другие отрасли. В первую волну, например, часть работников из закрытых на тот момент ввиду локдауна ресторанов, отелей переходили работать в курьерские службы, в ретейл, и многие там и остались. У каждой отрасли свои возможности, в том числе и по заработным платам. Гостиничная, ресторанная сферы достаточно человекоемкая, и в этом смысле, конечно, надо рассматривать варианты решения, которые бы позволили предпринимателям повышать фонд оплаты труда без того, чтобы уходить в убытки. Вопрос в том, что здесь нужно регулирование в том числе на уровне государства».

Но в то же время, несмотря на дефицит кадров, эксперт исключает повышение цен в отелях: тут свою роль играет ограниченный внутренний спрос. Чек же в ресторанах может подняться из-за роста затрат на зарплаты, уверены участники рынка. При этом, несмотря на то что общепит готов платить больше, мигранты все же уходят в другие отрасли, говорит руководитель исследовательского центра Superjob Наталья Голованова.

Наталья Голованова руководитель исследовательского центра Superjob «Есть дефицит, в первую очередь такая ситуация возникла в тех сферах, которые потеряли возможность работать во время пандемии и переквалифицировались, кто-то ушел на производство, кто-то ушел в другие сферы, и чаще всего люди там закрепились и не захотели возвращаться назад. Думаю, что здесь еще свою роль играет все более повышающийся спрос на курьеров и рост зарплат в этой сфере. Достаточно большое количество претендентов на эти позиции могло уйти в курьерские службы. Первое, на что обращает внимание любой соискатель в любом поиске работы, — это зарплата. Это главное средство борьбы за персонал. Действительно, зарплаты будут подтягиваться, потому что нет другого выхода».

При этом на стройках и на различном производстве мигрантов тоже не хватает. Об этом не раз заявляли представители отраслей. Минстрой даже сообщал о планах до конца года запустить чартерные поезда для трудовых мигрантов, в частности, из Узбекистана. Их в пандемию стало меньше почти вдвое, по данным МВД.

Сейчас иностранцев из стран СНГ в России более 5 млн человек. При этом всего около 1 млн человек имеют разрешение на временное проживание либо вид на жительство.