Войти в почту

Какие льготы и услуги предоставляют автоматически

Сегодня семьям, где родился ребёнок, больше не нужно обращаться в различные инстанции для получения сертификата о материнском капитале. Все документы Пенсионный фонд оформляет автоматически после рождения ребёнка. Сервисами проактивного информирования также могут воспользоваться граждане, получившие инвалидность или достигшие пенсионного возраста. Как будут информировать о положенных мерах господдержки разные категории россиян, какие уведомления должны приходить уже сейчас, а какие госуслуги переведут в проактивный режим в ближайшее время, выяснила «Парламентская газета».

Какие льготы и услуги предоставляют автоматически
© Парламентская газета

Маткапитал, инвалидность

Некоторые услуги россияне могут получить в беззаявительном порядке уже сейчас. Так, после рождения ребёнка Пенсионный фонд самостоятельно готовит сертификат о материнском капитале, используя при этом данные загса. Уведомление, что документ готов, приходит в личный кабинет мамы на сайте ПФР или на портал госуслуг. Хлопоты об оформлении СНИЛС ПФР тоже берёт на себя.

Россиян, получивших инвалидность, тоже избавили от необходимости собирать бумаги для получения пособия. Теперь ежемесячная денежная выплата для граждан, признанных инвалидами с 28 июля 2020 года, оформляется Пенсионным фондом РФ по данным Федерального реестра инвалидов. Пособие назначат в течение 10 дней с момента поступления сведений об инвалидности в территориальный орган ПФР, получателя уведомят по почте заказным письмом.

Если эти услуги ведомства готовят сами, то по другим они дают своего рода пошаговую инструкцию — кто имеет право, как получить и так далее.

Это стало возможно благодаря закону о Единой государственной информационной системе социального обеспечения (ЕГИССО), принятому Госдумой VII созыва. В единой системе содержится информация обо всех льготниках, а их в нашей стране около 54 миллионов. По словам одного из авторов закона, вице-спикера Госдумы Ирины Яровой, ЕГИССО — социальный навигатор для каждого конкретного человека по его жизненной ситуации.

Портал госуслуг автоматически будет предлагать подобранный под конкретного заявителя вариант услуги с чётким перечнем необходимых документов, сроками предоставления услуги и конкретным результатом, говорили в кабмине.

Чтобы получить пошаговую инструкцию, нужно будет заполнить все разделы личного кабинета на портале госуслуг. Тех, кто не имеет личного кабинета на портале, с 1 апреля оповещают о мерах соцподдержки по телефону. Но в будущем от инициативного информирования путём обзвона планируют отказаться. Сегодня почти у каждого жителя нашей страны есть негативный опыт телефонного общения с мошенниками или сотрудниками кредитных организаций. Неудивительно, что многие россияне игнорируют звонки с незнакомых номеров. Поэтому Минтруд предлагает оставить текстовое информирование о доступных мерах соцподдержки на портале госуслуг. В голосовом формате узнавать о положенных льготах можно будет, позвонив самостоятельно в единый контакт-центр по номеру 8-800-2000-412, говорится в проекте постановления.

В проактивном режиме планируют начислять и детские пособия. Родителям и опекунам в личный кабинет направят анкету для уточнения деталей, связанных с получением выплат вторым родителем, опекуном. Встроенная в уведомление анкета является временной мерой, скоро заполнять её не потребуется.

Налоговый вычет — автоматически

Курс на проактивное предоставление услуг взяла и налоговая служба. С 21 мая этого года получить налоговый вычет после приобретения жилья и уплаты процентов по ипотеке можно будет без декларации 3-НДФЛ и пакета подтверждающих право на эту льготу документов. Система автоматически проанализирует данные программных комплексов ФНС и сгенерирует предзаполненное заявление на вычет в личном кабинете налогоплательщика. От налогоплательщика никаких действий не требуется, уточнили на сайте ФНС. Отследить весь процесс возврата налога можно будет в личном кабинете.

В ближайшем будущем налоговики планируют внедрить проактивные услуги и для малого и среднего бизнеса. Пока концепцию механизма, который облегчит жизнь предпринимателям, не утвердили.

«Стратегия развития налоговой службы идёт по сервисной модели. Как пример — сервис для самозанятых, где минимум участия государства, минимум посторонних лиц и никаких бумаг», — пояснил «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Айрат Фаррахов. Услуги для малого и среднего бизнеса будут развиваться по такому же пути, уверен депутат.

Так, по его словам, планируется единое «расщепление» страховых взносов. Плательщик перечисляет средства на единый счёт, а ФНС сама разобьёт платежи по видам налогов. «Это некая сумма, вроде депозита, а сама налоговая будет его расщеплять. Такой сервис позволит снизить количество платёжек и избежать ошибок. Ведь в счетах большое количеств кодов, если неправильно указал одну цифру, сумма пошла не туда», — уточнил первый зампред Комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Катасонов (ЛДПР). Таким образом, подытожил он, система бухучёта переходит на совершенно иной уровень, а администрирование упрощается. По словам депутатов, все необходимые решения уже приняты, сервис введут в ближайшее время.

А к 2024 году, как рассчитывают в кабмине, в проактивный режим будут переведены уже все федеральные и муниципальные услуги.